logo
IGPZS_p1_r10

Возникновение Арабского халифата. Периодизация его развития

В период средневековья процессы образования государства, распространяются на различные регионы мира. На Ближнем Востоке, в это время (VIII) образуется крупное государство, оказавшее влияние на последующее развитие всего этого региона – Арабский халифат.

Возникновение государства у арабов относиться примерно к VII в. В это время у арабских племен, населявших Аравийский полуостров происходит разложение родоплеменного строя. Особенно быстро этот процесс происходит в области вдоль Красного моря – Хиджазе.

Развитие земледелия и скотоводства, переход к оседлому образу жизни, ускоряют процесс образования классов в общине. Высокий уровень экономического развития Хиджаза, еще более ускорил этот процесс. Плодородные земли сосредотачиваются у племенных вождей – шейхов, которые становятся наследственными.

В городах, формируется торгово-ростовщическая знать, в зависимости от которой находятся мелкие торговцы и ремесленники.

Кризис и возникновение ислама_

В начале VII в. арабские племена, оказались в состоянии глубокого кризиса:

Сформировавшиеся к этому времени классовые отношения, для которых было характерно сосредоточение всей власти у родоплеменной знати и бесправие остального населения, в таких условиях вызывали особое недовольство широких слоев.

Такое недовольство выражалось в особой идеологической форме, которой стала новая религия – ислам.

Возникновение новой религии связано с деятельностью Мухаммеда (Магомета, 570 - 632). Выступая как религиозный проповедник (пророк), Мухаммед предлагал следующие принципы построения государства и решения существующих проблем:

  1. Помощь беднякам – каждый должен отчислять на их содержание особый налог («десятина»);

  2. Прекращение междоусобных войн между племенами, отмена родовой кровной мести, объединение всего населения в единую народность;

  3. Такое объединение должно было произойти под главенством единого бога – Аллаха, которого на Земле представлял его посланник – пророк (ясный хрен, эту должность Мухаммед скромно оставил для себя);

  4. Доступ в новую религиозную общину был открыт для всех, кто признавал ее предписания и давал обязательство следовать им;

Учение Мухаммеда, привлекло к нему широкие слои арабского населения. В исламе, они видели средство защиты от бесправия и нищеты. Главное же значение новой религии – она стала средством преодоления племенной раздробленности арабов, стала базой объединения населения страны и основой будущего единого государства.

Деятельность Мухаммеда, первоначально вызвала его конфликт с родоплеменной аристократией Мекки (один из главных городов арабов, место, где проповедовал Мухаммед). После переселения в Ятриб (переименованный в Медину), противостояние между Мухаммедом и старой арабской знатью продолжалось, однако вскоре удается достичь компромисса (путем взаимных уступок сторон).

Теперь не оставалось больше препятствий для объединения государства. К 30 годам VII в., сформировалась значительная исламская община, под руководством Мухаммеда. Ее воинские отряды стали главной силой военного объединения арабов. Борьба проходила под знаменем ислама, а сама мусульманская община приобретает все большее политическое значение, постепенно сосредотачивая в своих руках власть на завоеванных территориях.

К середине VII в. эту задачу в целом удалось решить. Вскоре под властью арабов оказался Аравийский полуостров, затем началось завоевание соседних византийских и иранских территорий.

Объединение государства под сильной централизованной властью, опиравшейся на религию, положило начало Арабскому халифату.

В процессе развития, Арабский халифат прошел следующие этапы:

1

Мекко-мединский период (VI – VII)_

Домусульманский период. Арабы находятся в стадии разложения родоплеменного строя, государства еще нет, однако в родовой общине происходит имущественное и социальное расслоение, и формирование классов.

В конце периода (VII в.) возникает ислам, как особая форма протеста против неравенства, бесправия, захвата земли шейхами и саидами. Деятельность Мухаммеда позволяет быстро объединить арабские племена, появляется государство

2

Дамасский (сирийский) период (661 – 750)_

Правление династии Омеяйдов. В результате завоеваний территория халифата значительно увеличивается. Усиливается власть халифов, совершенствуется государственный аппарат.

Продолжается формирование феодальных отношений.

3

Багдадский период (750 – 1055)_

Последний период существования единого халифата. Государство приобретает черты восточной деспотии (это в феодальный то период! Совсем арабы оборзели! Где это видано…).

Кризис государственного феодализма и постоянные нападения извне, ослабляют государство. К концу периода, халифат распадается на несколько частей, которые начинают самостоятельное развитие.