logo
IGPZS_p1_r10

Возникновение государства в Древнем Китае. Государство периода Шань (Инь) XV – XI в. До н.Э.

Образование государства на территории Китая относиться примерно к концу XIV в. до н.э.

Причины и условия его возникновения в целом обычны:

  • Разложение родоплеменных связей, разделение труда (выделение аристократии, появление имущественного неравенства и т.п.)

  • Развитие сельского хозяйства обусловило необходимость организации производства и орошения земель, что невозможно было в условиях старой родоплеменной организации

  • Завоевание соседних территорий потребовало соответствующих средств удержания в повиновении завоеванных народов – ускорилось формирование постоянной армии и государственного аппарата

Первоначально, государство образуется в среднем течении р. Хуанхэ, затем в результате завоеваний его территория значительно расширяется. Формирование государства, происходит в целом обычным путем (слияние нескольких племен + завоевание одних другими).

В период примерно III – II тыс. до н.э., на основе земледельческих общин возникают первые государства. В начале II тыс. до н.э. среди них возвышается племя инь, вокруг которого образуется племенной союз. Позднее происходит слияние с племенами группы шань, результатом чего стало раннее китайское государство Шань-Инь.

Сведений о данном периоде мало. Государство Шань-Инь часто рассматривается как протогосударство (переходная форма от первобытнообщинного строя к полноценному государству, имеет не все признаки государства). Для Китая раннего периода признаки государств выражены слабо: особая организация политической власти, почти нет городов.

Централизация государства очень слабая – власть распределена по трем уровням (центральный – столица и пригороды, промежуточный – прилегающие области, периферийный). Администрация вана (правителя) контролирует полностью только первый и второй (где правят родственники вана). Периферийный уровень – племена со своей администрацией, входят в состав государства только номинально.

Управление обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Главам племен и местным феодальным владыкам предоставлялись почти неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

В целом государство – больше военно-политический союз, нежели единое образование. Общественный строй Китая в данный период обусловлен рабовладельческой формой государства, сохранявшей, однако многочисленные пережитки первобытнообщинного строя: