logo
IGPZS_p1_r10

Право Византии. Кодекс Юстиниана и последующее законодательство

Византийское право, сформировавшееся первоначально на основе римского, вскоре приобрело свои уникальные черты.

На длительный период времени это правовая система стала одной из самых разработанных и совершенных для своего времени. На основе византийского права, позднее сформировались многие национальные правовые системы Европы и Азии.

Вот основные черты права Византии:

1

Высокая стабильность;

2

Внутренняя целостность и системность;

3

Высокая приспособляемость к внешним условиям;

Именно в Византии была проведена кодификация римского права, которую не удалось сделать в единой римской империи (не успели, да и в III – IV вв. уже было не до этого). Созданный в ее результате Свод Юстиниана стал основным памятником права Византии, и оказал огромное влияние на последующее развитие права. Многие черты этого кодекса заметны и в европейском законодательстве XIX в.

Нобходимость кодификации возникла в Византии уже к VI в. Это обуславливалось следующими причинами:

Причины создания свода Юстиниана

1

Развитие феодальных отношений требовали значительной переработки и обновления римского права господствовавшего в Византии (оно по своей сущности было, ясный пень, рабовладельческим, а не феодальным).

2

Усиление императорской власти и централизация государства требовали единой системы законодательства. Главным его правовым актом должен был стать единый свод законов.

Работы по кодификации права, были начаты по распоряжению императора Юстиниана (527 – 565). В феврале 528 г. создана комиссия из лучших юристов Византии. Руководил кодификационными работами администратор дворца Павел, но фактически настоящим руководителем работ был юрист Трибониан (ему и скажем спасибо!).

Первая редакция кодекса появилась к 533 году. Однако к этому времени появилось значительное количество новых правовых актов, поэтому в 534 г. пришлось создавать уже новую редакцию.

Институции

Дигесты

Кодекс

Систематизированное изложение общих правовых принципов и институтов.

Должны были являться учебником римского права.

Институции включали четыре книги:

  1. Субъекты права (лица);

  2. Вещи;

  3. Обязательства;

  4. Иски;

Самая объемная часть свода.

Систематизированное и обновленное собрание цитат из работ римских юристов

Включали 50 книг, более 9000 фрагментов.

Третья часть свода. Базировался на более ранней кодификации (Кодекс Феодосия).

Содержал нормы публичного (государственная служба, система органов власти, судопроизводство и др.) и канонического права (регулирующие статус церкви).

Состоял из 12 книг и 165 титулов.

С изданием Свода, работы по кодификации не прекратились. С развитием самого права, вносились изменения в действующие своды, появлялись и новые систематизации.

Уже после Юстиниана, все новые нормативные акты были собраны в особый сборник получивший название Новеллы. Хотя они формально не входили в состав Свода Юстиниана, со временем они фактически стали его частью (таким образом, их стало четыре).

Созданный свод законов характеризовался следующими чертами:

1

Кодекс должен был стать единственным источником права в империи. Все нормы не соответствующие ему не должны были применяться;

2

Запрещалось подвергать положения Кодекса толкованию – они должны были пониматься и исполняться буквально;

3

Основу Кодекса составило римское право различных периодов (в основном классическое), однако оно было дополнено так называемыми интерполяциями – собственными выводами византийских юристов;

Свод Юстиниана действовал на протяжении всего существования византийского государства. Однако развитие законодательства не остановилось.

Новая законодательная реформа была проведена в период правления исаврийской династии (императоры Лев и Константин). В этот период был разработан новый свод законов – Эклога (726):

Эклога

  • Могла рассматриваться как новая кодификация, но в действительности она только внесла важнейшие изменения в законодательство Юстиниана, не заменив свод целиком;

  • Основой Эклоги стало не только римское право, но и новеллы VI- VII в. и законодательство императоров;

  • Эклога состояла из 18 книг, построенных по отдельным отраслям права (семейное, обязательственное, наследственное и другие). В состав Эклоги вошли в VIII в. Морской и Военный законы, а также Земледельческий закон.

Дальнейшие изменения в праве государственной организации Византии привели к появлению нового свода законов. Политические процессы в стране отражались и на праве. С занятием трона Василием I, который являлся противником иконоборцев, «Эклога» подверглась критике, а для ее замены был принят новый свод законов:

Прохирон

«Эклога» и «Прохирон» представляли достаточно краткие своды законов, в большей степени ориентированные на практику (руководства судьям и правоприменителям). Это приводило к тому, что во многих случаях все равно приходилось обращаться к Кодексу Юстиниана, который оставался наиболее полным сводом законов.

Значительно большей переработке, законодательство Византии подверглось в ходе последней крупной кодификации, осуществленной в правление императора Льва VI Мудрого.

Изданные при нем Василики (букв. «царские законы») представляли собой новый по содержанию свод византийского права:

Василики (888-889)

  • Свод всего императорского законодательства страны, начиная с Кодекса Юстиниана. Содержал только действующее право;

  • Свод отличался значительным объемом – 6 томов, 60 титулов (разделов);

  • Основой Василик, стало законодательство Юстиниана, и более позднее – Дигесты, Кодекс, Прохирон;

  • К концу XII в Василики стали практически единственным действующим в Византии сводом законодательства;