logo
IGPZS_p1_r10

Германия в период феодальной раздробленности (XIII в.). Особенности сословно-представительной монархии в Германии

С XIII в. в Германии начинает усиливаться раздробленность. Процессы децентрализации государства связаны, прежде всего, с тем, что причины способствовавшие единству Германии на раннем этапе развития, теперь исчезли, а вместо них, появились причины разделяющие страну на отдельные территории.

Вот эти причины:

1

Экономическое развитие Германии происходило неравномерно (особенно различались западная и восточная части страны), это препятствовало возникновению единой экономики, отдельные регионы не были связаны с соседями экономически.

Единого хозяйственного центра, вокруг которого объединялась бы страна, в Германии не было.

2

Поддержка церкви государством, превратила ее в крупнейшего феодала. Хотя ранее она поддерживала императоров, теперь такой заинтересованности у нее не было. Территории епископов превратились в почти самостоятельные княжества и стали главными очагами сепаратизма.

3

Усиливала раздробленность внешняя политика германских императоров16 – постоянные завоевательные походы. Они ослабляли страну, не давали сосредоточить силы на внутренних проблемах, а длительные отсутствия императоров в стране приводили к феодальной анархии.

4

С исчезновением внешней угрозы (венгры разгромлены навсегда) исчезла одна из важных причин укреплявшая страну ранее. Теперь Германии ничего не угрожало извне, следовательно, феодалам незачем было теперь объединяться вокруг короля.

Развитие Германии на протяжении средневекового периода, происходило под воздействием этих причин. Это привело к тому, что вскоре страна фактически распалась на отдельные территории, и такая ситуация сохранялась до конца XIX в.

Хотя формально по-прежнему сохраняется единая Священная Римская империя, в действительности на протяжении XIII – XIV вв. страна фактически распадается на феодальные владения, ее экономическое и политическое единство окончательно утрачивается.

Главное изменение в общественном строе Германии в данный период – формирование сословий, выступающих опорой сословно-представительной монархии. Этот процесс происходил и в других государствах Европы, однако из-за территориальной раздробленности страны в Германии не сложилось единой системы сословий – они распадались на две группы:

Сословия Германии средневекового периода

Имперские

Земские

  1. Имперские князья;

  2. Имперские рыцари;

  3. Представители имперских городов;

  • Дворяне;

  • Духовенство;

  • Горожане княжеских городов;

Особую роль в сословной структуре Германии играли курфюрсты (князья – избиратели) – крупнейшие феодалы страны, избиравшие императора, в руках которых и сосредотачивалась реальная власть.

По существу, весь средневековый период, страной руководили не императоры, а курфюрсты, для которых было выгодно сохранение раздробленности страны (усиление централизации ограничило бы их власть).

Положение крестьянства в Германии также меняется с развитием феодальных отношений. Здесь происходят общие для Европы процессы (как в соседней Франции – замена серважа цензивой, коммутация и др.), однако в итоге, в разных частях страны положение крестьян оказывается различным:

Саксония

Юг и Юго-запад Германии

Восточные княжества

(Пруссия, Бранденбург)

Крестьяне отпущены без земли и наделов в аренду

Барщина заменяется денежным оброком (коммутация)

Значительные земельные наделы у крестьян, личная свобода и экономическая самостоятельность

Государственный строй Германии в период сословно-представительной монархии, также как и общественный отражал состояние раздробленности и крайней децентрализации власти.

Уже с середины XIII в., монарх (и центральный аппарат империи) лишь номинально являлись носителями высшей государственной власти. Реально, как уже отмечалось, она была сосредоточена в руках курфюрстов.

Слабость центральной власти, дополнялась и неэффективностью ее на местах – здесь она блокировалась территориальными князьями.

Власть императоров оказалась еще более подорвана в период междуцарствия – политическая борьба за императорский трон усилила анархию в стране. С прекращением династии Штауфенов (1268 г.), в стране некоторое время вообще не было императора.

Курфюрсты сами возводили на престол выгодных им кандидатов, а если те пытались стать крупнейшими территориальными князьями (тем самым возвысившись над самими курфюрстами) – заменяли их на других.

Лишь в 1438 г. на престоле прочно утвердилась династия Габсбургов, завершившая длительный период нестабильности. Однако до этого, в стране произошло важное с правовой точки зрения событие.

_«Золотая булла»_

Важнейшим правовым актом конституционного характера, в средневековой Германии стала Золотая булла17, подписанная императором Карлом IV (1356 г.). Этот правовой акт, юридически закрепил (давно уже существовавший фактически) режим олигархии курфюрстов.

Подписание императором такого акта, означало окончательное признание им верховенства крупнейших феодалов Германии, и зависимость императора от них.

Вот основное содержание акта:

«Золотая булла» Карла IV (1356 г.)

1

Юридически закреплялось право коллегии курфюрстов избирать (и смещать) императора. Такая коллегия, состоявшая из 7 крупнейших светских и духовных феодалов, фактически обладала полнотой власти в стране.

2

Коллегия курфюрстов должна была собираться ежегодно, все важнейшие государственные вопросы могли решаться только с ее согласия.

Тем самым, съезд князей фактически становился особым государственным органом империи.

3

Сами курфюрсты приобретали статус суверенных правителей – на территориях своих княжеств они обладали всей (!) полнотой государственной власти, получив также права, ранее принадлежавшие императору (чеканка монеты, право заключения международных договоров и др.).

Несмотря на юридическое признание верховенства территориальных князей, развитие страны требовало наличия общеимперских высших государственных органов. К XV в. в Германии сложились некоторые условия благоприятствующие созданию таких органов:

Некоторое усиление императорской власти, позволило сформировать еще два общеимперских органа - Рейхстаг и Имперский суд. Эти органы учредил император Максимилиан I (1493 – 1519). Посмотрим на них поближе:

Рейхстаг_

Общеимперский орган сословного представительства (подобный английскому парламенту, или Генеральным штатам во Франции). По своей сущности, Рейхстаг (от нем. «имперский съезд») не отличался от подобных органов в других странах Европы, однако раздробленность Германии придала ему совершенно особые черты, которых не было у других парламентов:

Состав

Состоял из трех палат (курий):

  1. Курфюрсты;

  2. Князья, графы, рыцари;

  3. Представители имперских городов;

Компетенция

Она не была определена, какими либо законодательными актами. Обсуждаемые вопросы, определял сам император, созывая рейхстаг.

Как правило, Рейхстаг участвовал в решении военных (война и мир), международных (вступление в союзы), и финансовых вопросов (налоги).

Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы.

Порядок созыва

Созывался императором, определенной периодичности созыва не было. С 1495 г. однако, созыв Р. стал ежегодным (правда, это ничего не меняло).

Акты

Хотя формально Рейхстаг принимал законодательные акты общеимперского действия, фактически это правило не соблюдалось.

Акты Р. не имели обязательного характера (не было средств заставить княжества их соблюдать), в большинстве случаев являясь скорее рекомендательными. Вместе с тем, многие из них сыграли большую роль в формировании имперского права.

Как видно, в целом статус Рейхстага не отличался от положения органов сословного представительства в других государствах Европы.

А где же особенности, о которых говорилось выше? А вот и они:

  1. Представительство в Р. было весьма узким (крупные и средние имперские феодалы) – не представлено мелкое дворянство и население неимперских городов;

  2. Духовенство не образовывало отдельной коллегии (как например, во Франции), а входило в состав княжеского слоя;

  3. В силу раздробленности страны Р. являлся органом скорее не сословного, а территориального представительства (поскольку единой системы сословий в рамках страны все равно не было);

Имперский суд_

Формально должен был выступать в качестве верховного судебного органа империи. В действительности, его роль была невелика (как и иных общеимперских органов).

Председателем суда был сам император (таким образом, судебная власть не отделена от исполнительной, хотя реально у императора не было ни той, ни другой).

В Имперский суд можно было обжаловать решение любого суда страны, следовательно, он выступал как высшая инстанция, помимо этого важнейшие дела могли рассматриваться и по первой инстанции.

Фактически, однако, роль ИС было невелика. Основные судебные полномочия по-прежнему оставались за княжествами, заставить князей исполнить решение ИС возможности не было.

Кроме того, обращение в ИС было весьма затруднительно, из-за больших судебных пошлин. Это было возможно только для весьма богатых поданных империи, следовательно, большинство споров вообще не попадало в суд империи.

Территориальное устройство Германии_

Организация территории страны в рассматриваемый период, также отражала состояние политической децентрализации и раздробленности.

Страна состояла из большого количества (иногда их количество доходило до 300!) различных территорий, которые фактически являлись самостоятельными государствами, со своими органами власти (княжества, герцогства, королевства). Хотя с юридической точки зрения, Германия в этот период – обычная ленная монархия (как и соседние государства Европы), в действительности территориальная организация отличалась следующими особенностями:

Основные черты территориального устройства Германии

1

Государство делилось не на вотчины с вассально-иерархической зависимостью18 и иммунитетами, а на обособленные территории, с политической властью князей на них.

2

Княжества представляли собой независимые от центральной власти государственные образования со своими органами власти, правовыми системами и подданством.

3

Вассально-ленные связи (основа любого феодального государства, придающая ему единство!) княжеств с империей – слабые (в основном ограничивались участием в военных походах). Единой налоговой, финансовой, судебной и административной системы нет.

Несмотря на постоянное ослабление центральной власти, в княжествах происходил фактически обратный процесс - усиливалась местная централизация.

Здесь сложились свои местные сословно-представительские учрежденияландтаги (нем. «земельный съезд»), состоявшие из представителей земских сословий - дворян, духовенства и горожан. Именно они выполняли реальные задачи представительства сословий (а не рейхстаг, не обладавший реальными полномочиями).

Большинство германских княжеств были монархиями, при короле действовал достаточно развитый центральный аппарат управления. Вместе с тем, вольные города, входившие в состав империи, имели самоуправление на основе магдебургского права, и фактически являлись самостоятельными феодальными республиками.