Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината
Кризис римской демократии, обусловил дальнейшую эволюцию республики в сторону ликвидации демократических институтов и превращению ее в империю. Этот период традиционно делиться на два этапа:
Принципат (27 до н.э. – 284 г.) |
| Доминат (284 г. – 476 г.) |
Переходный период от республики к монархии |
| Окончательное утверждение единовластия императоров |
Установление режима правления Октавиана Августа ознаменовало новый период римской истории, получивший название принципат. По существу, он являлся переходным периодом от республики к монархии, при котором республиканские институты еще сохранялись, но постепенно все более утрачивали свое реальное значение.
При этом, хотя в 27 г. до н.э. Октавиан Август провозгласил восстановление республики, принципат фактически был монархией, так как при сохранении старых республиканских магистратур власть сосредоточивалась в руках одного человека - принцепса сената (букв. «первый сенатор»), пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть.
В целом получалось примерно такая картина:
Принцепс (император) В период принципата основной объем власти сосредоточился у императора. Императоры имели пожизненную трибунскую власть, звание верхнего жреца (понтифика), по желанию принимали звания консула, проконсула, цензора, по своему усмотрению вели внешнюю политику, издавали законы. Под их личным контролем находились провинции, в которых стояли легионы, казна (фиск), чеканка золотой и серебряной монеты, назначение военных командиров и управленческого аппарата, постепенно всё более усложнявшегося. |
Сенат Сенат, официально считавшийся верховным органом государства, имел скорее почётные, чем реальные права: управление (хотя и под контролем императора) не имевшими войска провинциями, чеканка медной монеты, утверждение некоторых законов и новых императоров. Состав Сената увеличился (до 600 членов), однако сенаторы назначались теперь императором, некоторые должности сами по себе были сенаторскими (назначение на них сразу давало и место в сенате). Законодательные полномочия постепенно утрачиваются – вместо законов, Сенат в основном принимает сенатус-консульты которые лишь утверждают предложения императоров. |
Магистратуры Большинство сохранилось лишь номинально (не обладали практически никакими реальными полномочиями). Власть консула максимально сократилась, они постоянно менялись (если были не угодны императору), трибуны лишились права вето, к концу II в. эдилы и трибуны вообще перестали назначаться. Несколько больше полномочий сохранили преторы (так как их власть была не политической, а судебной). |
Для общественного строя Рима, главной чертой стало расслоение свободного населения. Социальная структура усложнилась: классовое деление переплеталось с сословным и дополнялось делением на римских граждан и перегринов (провинциалов, не имевших ни римского, ни латинского гражданства).
Выглядело все примерно так8:
Привилегированные сословия | Обычное население |
Если ранее основная часть сенаторов была столичной, теперь активно происходит процесс их выдвижения из провинций. В 3 в. уже 60% сенаторов были родом из провинций. В 1-2 вв. из сенаторов назначались высшие римские магистраты, военачальники, наместники большинства провинций.
Из них назначались судьи, чины финансового ведомства, префекты претория и др.
Образовывали широкую социальную базу империи (хотя они и не смогли заменить средний класс, который к этому времени уже почти разорился). | Свободнорожденные Это, прежде всего римский плебс – все свободные граждане, не относящиеся к привилегированным слоям. Подразделялся на две группы:
С установлением империи он утратил своё политическое значение: государственные магистраты избирались сенаторами и всадниками; коллегии плебеев, их собрания, религиозная жизнь были поставлены под строгий контроль.
|
Несвободнорожденные
Средние их слои занимались ремеслом и торговлей, беднейшие - работали по найму.
|
Определенные изменения в этот период происходят в положении рабов. Попытки повысить производительность их труда, приводят к появлению особого института – пекулия. Пекулий представляет собой предоставление рабу определенного имущества (земли и орудий труда), а также возможности распоряжаться частью полученного продукта.
Однако большинство лишённых средств производства рабов оставалось основным эксплуатируемым классом в сельском хозяйстве и ремесле. Положение рабов, таким образом, не улучшается, а становиться еще хуже. Активизируется и борьба рабов за свои права и свободу.
Усиление классовых противоречий, заставляет власть проводить противоречивую политику лавирования между противоположными интересами (ну на двух стульях, пожалуй, не усидишь…).
Еще со времён Августа стали издаваться правительственные указы, регулировавшие отношения между рабами и рабовладельцами. При этом, одновременно ужесточалась эксплуатация рабов, и в тоже время приходилось ограничивать произвол рабовладельцев.
Так, в 10 г. н. э. был издан так называемый Силанианский сенатус-консульт, каравший смертью всех рабов убитого господина, находившихся близ него в момент убийства (и не пришедших на помощь). Усиливались меры по розыску беглых.
Вместе с тем, императоры, вынуждены были ограничить произвол господ и патронов рядом законов. Запрещено было убивать рабов, вечно держать в оковах, отдавать в гладиаторы и т.д. Рабов излишне жестоких господ принудительно продавали. Укреплялись права рабов на пекулий. Патронам было запрещено переобременять вольноотпущенников повинностями.
Все это, однако, не меняло ситуации в целом. Кризис рабовладения проявлялся все более отчетливо, и ничто не могло предотвратить его.
Кризис 3 века_
Процветание и стабильность периода правления династии Антонинов оказались недолгими.
Уже при их преемниках (Коммод и Северы) Риму предстояло пройти одно из самых тяжелых испытаний за всю свою историю. Социально - политический кризис в стране в период 193 – 284 гг. получил название «Кризис 3 века».
Посмотрим поближе:
Причины | Главная причина - общий кризис рабовладельческого строя. Развитие товарно-денежных отношений, рост налогов и повинностей, переобременяли владельцев поместий (вилл), делая их существование невыгодным. Спасти положение могло увеличение производительности труда, но поднять производительность труда рабов не удавалось. Рациональное хозяйство требовало знающих, инициативных работников. Но рабы не хотели трудиться в полную силу, господа, же опасались знающих, способных рабов. |
Содержание |
|
Результат | Преодолеть кризис удается только во 2-й пол. III в. Новым императорам (иллирийским) удалось благодаря военным реформам отразить нападения варваров и вернуть под власть Рима отпавшие провинции (правда, кроме Дакии). Кризис 3 века, окончательно предопределил дальнейшее развитие римского государства – принципат фактически исчерпал свои возможности, и должен был смениться более сильной императорской властью. |
Доминат (284 – 476)_
«Кризис 3 века» приводит к необходимости усиления императорской власти – теперь это единственное средство удержать страну от распада (если такое средство вообще существовало…).
Период принципата, сменяется доминатом. Примирение разных групп правящего класса удалось достигнуть при Диоклетиане (284-305) и Константине I (306-337).
Знать враждовавшая с центральной властью, напуганная массовыми народными восстаниями временно признала необходимость сильной центральной власти – теперь только такая власть могла выступать защитой для них.
В правление Диоклетиана и Константина I императорская власть была окончательно признана абсолютной и божественной, император - государем и господином (dominus, отсюда «доминат»). Последними крупными преобразованиями в римском государстве, стали реформы Диоклетиана, которые на некоторое время отодвинули развитие кризиса в стране:
Реформы Диоклетиана | ||
1 | Территориальная реформа | Империя разделена на 4 части (тетрархии) подчиненные 4 правителям (2 цезаря и 2 августа). |
2 | Налоговая реформа | Вместо множества косвенных налогов (плохо собираемых) введен единый прямой налог (поземельный или подушный) – такой налог мог взиматься в денежной или натуральной форме. |
3 | Финансовая реформа | Введена полноценная золотая монета, наряду с серебряной и медной. |
4 | Военная реформа | Армия была разделена на две части: одна часть размещалась на границах империи (для защиты от угроз извне), другая (мобильные силы) служила для внутренней безопасности. |
Главной чертой государственной власти в данный период становиться то, что она все более отделяется от самого населения Рима. Ее классовый характер сохраняется (ясный пень, что это в конечном итоге – власть класса рабовладельцев), однако в целом император и весь госаппарат не выражают интересы конкретных лиц (социальных групп), и действуют относительно самостоятельно от них.
Главными опорами власти в период домината становятся три элемента – христианская церковь, армия и чиновничество:
База власти периода домината
Церковь | Армия | Чиновничество |
В 303 году (Константин) христианство становиться государственной религией. Теперь церковь является важной опорой государственной власти | Ее численность достигает своего максимума. Реформы Диоклетиана, позволили использовать армию внутри страны (подавление восстаний) – со временем эта функция становиться основной. | Государственный аппарат разрастается, и становиться полностью профессиональным (бюрократизация). Он (как и армия) не связан теперь с римским обществом и подчинен только императору. |
Падение Римской империи_
К IV в. Римская империя находилась в глубоком кризисе. Из-за неравномерности социально-экономического и политического развития, страна фактически разделилась на две части – Западную и Восточную (будущая Византия).
На востоке империи, вследствие меньшего развития рабства, кризис был менее острым, чем на западе. В 330 г. император Константин. I в 330 перенёс столицу на восток в стратегически важный г. Византий (Константинополь).
Императоры западной части империи, также сменили столицы и жили в Равенне или Медиолане. Рим постепенно приходит в упадок (как и государство в целом).
Стабилизация, достигнутая в начале IV в. оказалась недолгой. Вскоре крупные землевладельцы и провинциальная знать снова усилили свои позиции. В крупных поместьях создавались вооруженные отряды (фактически частные армии), расширяя свои земли и принимая под покровительство крестьян искавших защиты (патроциний) землевладельцы становились независимыми от центральной власти.
В стране постоянно вспыхивали восстания колонов и крестьян, положение которых все ухудшалось. Нередкими стали и мятежи городского плебса.
Особенно сложным стало положение на границах империи. Помимо постоянной угрозы вторжения варваров, опасность исходила и от самого населения этих территорий. Оно в основном состояло из тех же варваров, поселенных на границах Рима на правах федератов (союзников). Нередко они присоединялись к восстаниям крестьянства и рабов.
Общий кризис государства сказался и на боеспособности римской армии. Коренным образом изменился ее состав – в основном она теперь состоит из наемников-варваров (германцы и сарматы, расселенные на границах). Такие солдаты (чуждые интересам империи…) становятся весьма ненадежными (нередко переходили на сторону противника, или сами восставали).
В последний период. Римская армия терпит ряд тяжелых поражений. Восстания внутри страны, дополняемые натиском варваров делают положение особенно сложным.
24 августа 410 г. Рим захвачен вестготами (под предводительством Алариха). От римской империи откалываются провинции, захваченные варварами – Британия, Испания, Африка, Галлия.
Императоры Рима уже не контролируют положение, сами являясь марионетками в руках германских дружин.
В 476 г. вождь скиров Одоакр свергает последнего императора Ромула Августула. Западная Римская империя прекращает существование, распавшись на множество государств.
Вместе с падением Римской империи, завершается и период античного мира. Наступает эпоха Средних веков
(ну, наконец-то! Как уже задолбал весь этот антиквариат! Нормально и рассказать то нечего…)
- Оглавление
- Государство и право Древнего Египта
- Возникновение государства в Древнем Египте. Периодизация
- Общественный и государственный строй Египта
- Право Древнего Египта
- Государство и право Древнего Вавилона
- Ранние государства Междуречья. Возникновение вавилонского государства
- Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
- Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
- Государство и право Древней Индии
- Возникновение индийского государства. Периодизация развития
- Общественный и государственный строй Древней Индии
- Право Древней Индии. Законы Ману
- Государство и право Древнего Китая
- Возникновение государства в Древнем Китае. Государство периода Шань (Инь) XV – XI в. До н.Э.
- Общественный строй периода Шань
- Период Чжоу (XI – III до н.Э.)
- Западный Чжоу
- Восточный Чжоу
- Централизованные империи Цинь и Хань (III до н.Э. – III в.)
- Право Древнего Китая и его особенности. Конфуцианство и легизм
- Государство и право Древней Греции
- Государство в Древних Афинах
- Государство в Древней Спарте
- Право Древней Греции. Законы Драконта
- Государство и право Древнего Рима
- Возникновение государства в Древнем Риме (Реформы Сервия Тулия)
- Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики (509 – 27 г. До н.Э.)
- Императорский Рим. Государственный строй в период принципата и домината
- Общая характеристика государства и права в средние века
- Образование государств в странах Западной Европы (общие черты и особенности)
- Основные черты и источники феодального права
- Государство и право франков
- Государство франков – возникновение, особенности и периодизация развития
- Франкское государство периода Меровингов. Реформы Карла Мартелла
- Правление Каролингов. Империя Карла Великого и ее распад
- Император
- Право франкского государства. Салическая правда
- Государство и право средневековой Франции
- Средневековая Франция – возникновение государства. Сеньориальная монархия (реформы Людовика IX)
- Королевский двор (курия)
- Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции и ее черты (классический абсолютизм)
- Право Франции средневекового периода
- Государство и право средневековой Англии
- Возникновение английского государства. Раннефеодальная монархия и ее централизация (IX – XIII в.)
- Сословно-представительная монархия. Великая хартия вольностей (1215 г.) Британский парламент (XIII – XV в.)
- Абсолютная монархия в Англии (незавершенный абсолютизм) (XV – XVII в.)
- Государство и право средневековой Германии
- Возникновение германского государства. Германия в период централизации (X – XIII в.)
- Германия в период феодальной раздробленности (XIII в.). Особенности сословно-представительной монархии в Германии
- Абсолютизм в Германии и его особенности
- Право средневековой Германии
- «Каролина» - крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы
- «Каролина»_
- Право Византии. Кодекс Юстиниана и последующее законодательство
- Государство и право Арабского халифата
- Возникновение Арабского халифата. Периодизация его развития
- Общественный и государственный строй арабского халифата. Распад
- Мусульманское право. Система источников. Особенности правовых институтов