logo
IGPZS_p1_r10

Государство в Древней Спарте

Государство возникает в период X – IX в. в результате слияния двух общин (дорийской и ахейской). В VIII – VI в. Спарта завоевывает соседние территории – Мессению (на западе) и Кинурию (на востоке).

Завоевание значительно ускорило возникновение государства и обусловило его особенности. Для управления завоеванным землями и удержания их населения в повиновении, требовалась иная организация власти, которой не было в общинах ранее.

При этом, однако, старые институты власти еще были сильны, поэтому государство фактически возникло как результат синтеза старого и нового, что придало его организации особый характер.

Общественный строй Спарты стал внешним выражением процессов образования государства:

Общественный строй Спарты

Спартиаты

Илоты

Периэки

Полноправные граждане Спарты. Вся земля разделена на участки, которые принадлежали им (каждому – участок равного размера). Однако сами они землю не обрабатывали.

Государственные рабы. Составляли основную часть населения Спарты.

Имели свою землю, орудия труда и семью. Половину урожая отдавали спартанской общине

Иностранцы. Не являлись членами спартанской общины, не имели земли в Спарте, а значит и политических прав.

Лично свободные, имущественные права есть .

Государственный строй Спарты также сохранил черты родоплеменной организации. В этом смысле, аристократическая республика в Спарте «выросла» из старого догосударственного периода, его пережитки стали основой государства (нечего и удивляться, что государство получилось дефективным…). В Афинах, развитие шло в противоположном направлении – демократическая республика сформировалась только когда удалось избавиться от таких пережитков (вот и прекрасно…).

Народное собрание

(апелла)

Совет старейшин

(герусия)

Цари

В отличие от Афин, народное собрание сохранило свой демократический состав, но зато быстро утратило реальную власть.

Создавало только видимость народовластия, реально ничего не решало и находилось под контролем герусии.

Как и Народное собрание – орган из первобытного периода. Однако в отличие от НС, роль Совета старейшин не ослабла, а усилилась. Контролировало деятельность других органов (в том числе и царей)

Состав: 28 старейшин (геронтов). Избирались пожизненно, ответственности за свои действия не несли.

Их было двое (наследие дорийско-ахейского союза). Входили в состав герусии (а, следовательно избирались).

Реальной власти не имели (действовали под контролем герусии). Фактически функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами.

Вообще, система органов власти выглядела более примитивной, по сравнению с афинской. Функции органов власти не были четко разделены (что создавало предпосылки для злоупотреблений), высшего судебного органа вообще не было (что говорит о незначительной роли суда в целом).

Прослеживается явное доминирование аристократии, выборность высших органов плохо сочетается с бессрочностью полномочий «избираемых» лиц, и их почти полной неконтролируемостью со стороны избирателей.

В более поздний период, эти черты еще более усиливаются. В середине VIII в. появляется еще один орган, занимающий главное место в системе политической власти в Спарте – коллегия эфоров. Система при этом приобретает следующий вид:

Народное собрание

Совет старейшин

(герусия)

Цари

Коллегия состояла из 5 эфоров, которые избирались ежегодно собранием граждан.

Эфоры созывали герусию и апеллу, председательствовали в них, заведовали государственной казной, объявляли набор войска, назначали военачальников, руководили судопроизводством и др.

Наблюдали за действиями царей и должностных лиц, за поведением граждан, за жизнью зависимого населения - периэков и илотов.

Фактически, эфоры были оплотом существовавшего в Спарте олигархического режима.