logo search
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

6. Особенности административной ответственности

Административная ответственность имеет свою специфику, признаки:

1. Основание административной ответственности – административное правонарушение (до 2002 г. оно именовалось проступком).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это специфический вид правонарушения, похожий на преступление тем, что может совершиться везде и кем угодно.

Некоторые авторы выделяют следующие основания административной ответственности:

а) Нормативное – наличие действующего запрета, нормы права.

б) Фактическое – реальное поведение лица, правонарушение.

в) Процессуальное – индивидуальный документ, фиксирующий всё произошедшее.

2. Особый круг представителей государства, имеющих право привлекать к ответственности и налагать наказания.

Это десятки представителей властных структур. Они определены главой 23 КоАП РФ:

- Судьи

- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

- Органы внутренних дел (милиция)

- Налоговые органы

- Таможенные органы

- Военные комиссары

- Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ

- Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и др.

В основном это представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, судьи, мировые судьи.

Чётко прослеживается внесудебный характер рассмотрения дел, т.к. в этой процедуре участвуют в основном представители аппарата управления.

Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям определена ст. 23.1 КоАП РФ.

3. Применение административной ответственности не связано служебными рамками.

4. Широкий круг правонарушителей:

а) граждане РФ

б) иностранные граждане

в) должностные лица

г) юридические лица

5. Устанавливается административная ответственность (первая стадия ответственности) только КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

6. Быстрота реакции. В отличие от уголовного права не требуется предварительного расследования. Установлен жёсткий срок давности (2 месяца со дня совершения правонарушения), который распространяется на большинство дел об административных правонарушениях.

7. Не влечёт судимости (в уголовном праве судимость является отягчающим обстоятельством).

Есть понятие повторного совершения однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию – ст. 4.3 КоАП РФ.

8. Упрощённый порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Это выражается в том, что необходим минимум документов (протокол, постановление и иногда другие документы), и дела рассматриваются быстро, серийно (одно за другим).

Профессор И.А. Галаган выделяет формы воздействия административной ответственности:

1. Административная ответственность – фактор, стимулирующий нормальное развитие отношений в обществе, это преграда на пути совершения правонарушений.

2. Административная ответственность – средства, способствующие устранению из управленческой действительности явлений, чуждых обществу.

3. Административная ответственность – форма кары для определённой части лиц, организаций в качестве профилактического средства.

Выделяют 2 способа воздействия с помощью административной ответственности:

1. Угроза применения мер административной ответственности.

2. Реальное осуществление административной ответственности.