Международная кодификация - веление времени
Происходившее в ХХ веке интенсивное расширение процесса договорной унификации, отражающего формирование способов единообразного регулирования международных сделок и коммерческого оборота, позволяет вести речь о субправе. Устав и документы УНИДРУА, принципы европейского контрактного права и акты других международных структур дают основание говорить об усилении тенденции создавать "нормы будущих отношений" - те четкие формулы, которые служат моделью будущих наилучших решений. И поэтому кодексы занимают среди них все более видное место, будучи порождением согласованной воли государств-учредителей таких структур предоставить субъектам торгово-экономических отношений выбор норм не национальных систем, а вненациональной правовой системы. Тут и выбор, и свобода контракта, и императивность общего правового порядка*(9).
Устойчивость государственного строя и экономики стран североевропейского права предопределила стойкую тенденцию к унификации. В 1880 году на территории Швеции, Финляндии и Дании вступил в силу единый Кодекс о векселе, позднее появились единые законы о торговом знаке, торговом реестре, фирме и др. В первой трети ХХ века вступают в действие единые законы о купле-продаже движимого имущества, о договорах, в 70-х годах - о торговых посредниках, о платежах в рассрочку и др. Этим актам свойственны не общие части, а конкретно-регулирующие нормы, видимо, в силу общих преимущественно историко-правовых истоков общественного сознания и жизни этих стран.
Шагом вперед в развитии кодексов как формы международно-правовой унификации стал Кодекс Бустаманте (Конвенция о международном частном праве 1928 г.), принятый на Шестой конференции американских государств. Специалисты выделяют в нем общие принципы разрешения коллизий национальных законов. Есть нормы международного публичного порядка, действующие как обязательные на территории государства, есть нормы добровольные или нормы частного порядка, исходящие от сторон контрактов и договоров. Но все же преобладают не конкретные нормы, а нормы-принципы, кодифицировавшие ранее существовавшие правила международных конвенций. Кодекс включает общие положения и четыре книги: международное, гражданское, торговое, уголовное и процессуальное право*(10).
В рамках Содружества Независимых Государств более десяти лет действует Межпарламентская Ассамблея. Ее главное детище - модельные законы как рекомендательные правовые акты. Их уже более 100. Они могут быть полнотекстовыми или содержать лишь общие согласованные принципы и институты. Имеют смысл актов нормативной ориентации, приобретающих непосредственно регулирующее значение после рассмотрения в национальных парламентах и принятия в целом или частично. Появились и модельные кодексы, например, Гражданский и Налоговый (специальная часть - по отдельным видам налогов). Они содержат типичные правовые характеристики субъектов права, их обязанностей и ответственности, которые конкретизируются в национальных кодексах. К сожалению, использование модельных актов оставляет желать лучшего. Все это надо учитывать при подготовке и реализации Основ законодательства и типовых проектов в Евразийском экономическом сообществе.
Примечательная тенденция последних десятилетий, отражающая усиление глобальных интеграционных процессов в экономической и финансовой сферах и громадную самостоятельную роль крупнейших национальных, транснациональных компаний и корпораций, - разработка ими нового вида кодексов. К их числу можно отнести Международный налоговый кодекс Гарвардского университета, который стал гегемоном в "налоговом мире", корпоративные кодексы МБРР и МВФ, которые трансформируются в нормы национального гражданского и акционерного права. Проект корпоративного кодекса как свод норм-самообязательств для хозяйствующих субъектов в целях обеспечения их "примерной деятельности" подготовлен и в России.
Усиливаются кодификационные работы в рамках Европейского Союза. Принят, в частности, Европейский кодекс конкуренции с судебными процедурами. В конце 2002 года опубликован проект Европейской Конституции, в которой есть раздел об актах и их иерархии. С ней должны будут считаться государства-члены. Готовится Конституционный акт союзного государства России и Беларуси. Подобные конституционные акты повлияют на общую кодификацию, что становится характерным для правовых систем именно межгосударственных объединений. Кстати, в рамках Международной академии сравнительного права готовится европейский гражданский кодекс.
Как видно, интеграционные процессы в сфере экономики, торговли, финансов, экологии, культуры и др. ведут к повышению роли унифицированных актов. Кодексы приобретают значение международно-правовых и доктринальных сводных правил для регулирования общения между государствами, юридическими лицами и гражданами. Они способствуют сближению национальных законодательств.
- Хрестоматия по Теории Государства и Права * том I * От составителя
- Оглавление:
- Материалы к теме: «Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов (законодательства)»
- Опубликование законов (а. М. Эрделевский)
- Материал подготовлен с использованием правовых актов
- По состоянию на 20 июня 2001 года
- А.М. Эрделевский
- Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика м.С. Студеникина
- Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект
- А.И. Абрамова, т.Н. Рахманина
- Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства
- Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады (Сравнительное исследование)
- О кодификации и кодексах
- Отечественная доктрина и практика кодификации
- О кодексах иностранных государств
- Международная кодификация - веление времени
- Кодексы как профессиональные нормы-самообязательства
- Унификация права стран Латинской Америки
- Классификация и систематизация законодательства Франции
- Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты
- Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития в.Б. Исаков
- Правовая активность Государственной Думы
- Структура правовой активности государственной думы в 1994 - 1998 гг. (в абсолютных цифрах и в процентах)
- Сравнительная характеристика правовой активности государственных дум первого и второго созывов, %
- Приоритеты законотворчества
- Приоритеты законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Динамика приоритетов законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Активность субъектов законодательной инициативы
- Активность субъектов законодательной инициативы в 1994 - 1998 гг., %
- Результативность законодательного процесса
- Результативность законодательного процесса в государственной думе в 1994 - 1998 гг.
- Доля законодательных инициатив, рассмотренных государственной думой, %
- Доля принятых законов к числу внесенных законодательных инициатив, %
- Доля законодательных инициатив, включенных государственной думой в план законопроектных работ, %
- Доля законопроектов, рассмотренных государственной думой, по отношению к включенным в план законопроектных работ, %
- Сравнительная результативность двух государственных дум, % от числа внесенных инициатив
- Сравнительная результативность законодательной деятельности в германии, россии и сша, %
- Результативность субъектов законодательной инициативы
- Сравнительная результативность различных субъектов законодательной инициативы за период 1996 - 1997 гг., %
- Соотношение рассмотренных и нерассмотренных законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Соотношение рассмотренных и принятых законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами)
- Причины отклонения принятых законов
- Основания отклонения законов президентом рф в 1996 - 1997 гг.
- Динамика причин отклонения федеральных законов президентом российской федерации за период
- 1996 - Первое полугодие 1999 г., %
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- О допустимости судебного правотворчества б.А. Едидин
- Плановые основы совершенствования советского законодательства
- Юридическая техника: общие понятия.
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники:
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники
- 1. Юридический анализ (алфавит права)
- 2. Логическая концентрация
- 3. Юридическая конструкция
- Очерки по юридической технике
- Значение юридической техники
- Язык и стиль процессуальных документов
- Юридическая техника: рекомендуемая литература
- Материалы к теме: «Система права» Ценность частного права
- Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права
- Система права и система законодательства в современных условиях
- Система правовых норм и отраслевое подразделение права
- Конституционный судебный процесс в системе российского права
- Комплексные институты как компоненты системы российского права
- Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права
- Две правовые системы - параллели или сближение?
- Внутреннее право - отражение публичных интересов и дел
- Каналы влияния международного права
- Логико-структурные дефекты системы советского права
- Право и правовая система