О кодексах иностранных государств
Дигесты Юстиниана явились, пожалуй, одним из первых кодексов в многовековой истории права Европы. В поручении об их подготовке было сказано о необходимости собрать и исправить все римские постановления и включить в один кодекс разрозненные тома разных авторов, устранить противоречия, дополнить и исправить то, что устарело. В 50 книгах были закреплены положения о праве и законе (в частности, формула Модестина "Позднейшие законы имеют большее значение, чем те, которые были раньше"), о функциях должностных лиц, о статусе людей, о процедурах в судах, об имущественных правилах и сделках, о браке, об опеке, о военном деле и др.*(5) Как видно, в кодексе собраны правила по многим отраслям права, и их значение как четких юридических формул подтверждено веками.
Последующие столетия право в европейских странах развивалось в русле римских принципов и постулатов. Шагом вперед был Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), который на рубеже нового исторического времени содержал в систематизированном виде юридические нормы о лицах, вещах и сделках. Это - живой кодекс, и зимой 2003 года вышло в свет его 101-е издание.
По этой причине оправданно рассмотреть современный опыт Франции по кодификации законодательства, который является для нас весьма полезным и поучительным.
Как известно, кодификация является одним из способов упорядочения и обновления законодательства. Во Франции этот способ исторически пользуется большой популярностью, но его содержание во многом отличается от привычной для российской доктрины и практики формы кодификации.
Марк Суэл в книге "О кодификации" (1999 г.)*(6) выделяет ряд этапов кодификации: 1902-1948 гг. - кодификация без правил, 1948-2002 гг. - методическая кодификация. Этим занимались национальный Комитет по организации (с 1938 года), Комиссия по изучению законодательной информации (с 1943 года), Комиссия по анкетированию о ценах, об услугах. С 1948 года стала действовать Высшая комиссия по кодификации, которую возглавляет премьер-министр, в составе 15 человек - технический вице-президент, представители Госсовета, судов, Счетной палаты, Министерства юстиции, Министерства заморских территорий. Программа кодификации утверждается на ряд лет, последняя - на шесть лет.
Проект кодекса готовит министерство - по профилю, Комиссия готовит методики и осуществляет контроль. Проект кодекса в законодательной части направляется премьер-министру и обсуждается на совещании министров, затем - в Госсовет и Правительство. В итоге издается ордонанс, имеющий силу закона. Десять лет готовились девять кодексов. По словам профессора Ги Бребана в беседе с нами в Париже в декабре 2002 года, почти половина французского права кодифицирована. Теперь приступили к регламентирующим частям, то есть отдельным положениям декретов Совета Министров и Госсовета. Принят декрет о кодификации. С 1984 года начинается новый этап.
Кодификация понимается как собрание, объединение в один или несколько томов совокупности правовых норм перманентного характера, относящихся к определенной области (социальная безопасность, шахты, кредит и др.), вступивших в силу после одобрения и официального опубликования. Тексты распределяются методически, классифицируются в соответствии с объектом и по плану. Они представлены в частях, различающихся в соответствии с этим планом, следуя их природе: закон, декрет Госсовета, декрет, решение. В кодексе две части - законодательная и регламентационная.
Кодекс не создает новые правила, а охватывает только действующее право. В то же время нормы актов, не включенные в кодексы, утрачивают юридическую силу. Поставлена задача кодифицировать все французское право, обеспечивая соотношение его с международными нормами и лишь интерпретируя директивы и регламенты ЕС.
Всего за прошедшие годы было подготовлено свыше 85 кодексов и их проектов. Приведем примерный перечень действующих кодексов, согласно сайту "Законодательство Франции". Это кодексы: Административный, общей собственности, коммуникаций, жилищного строительства, выборов, окружающей среды, госслужбы, Генеральный кодекс административно-территориальных образований, коллективных процедур, интеллектуальной собственности, дорог, Аграрный, Лесной, Спортивный, урбанизма, страхования, Гражданский, Потребительский, Коммерческий, Уголовный, УПК, военной юстиции, публичного здоровья, семьи и социальной помощи, социальной безопасности, Трудовой, ГПК, Книга фискальных налоговых процедур. Есть даже Конституционный кодекс, как и в Бельгии.
Кодексы издаются разными издательствами. Наиболее крупное издательство "Dallos" формирует кодексы по-своему.
Следует отметить, что кодексы европейских стран при всей общности имеют и отличия по объему и способам регулирования*(7). В некоторых из них наряду с гражданскими действуют торговые кодексы. В Италии есть Навигационный кодекс, трудовые отношения регулируются Гражданским кодексом и другими актами. Нет трудового кодекса и в Германии, зато есть Социальный кодекс. Семейное право нередко выражается в нормах гражданских кодексов. В Англии предпочтение отдается законам, которые консолидируют применительно к тем или иным институтам нормы прежних актов и прецедентного права. В 2001 году Верховная Рада Украины одобрила Хозяйственный кодекс. В США кодификация в сфере гражданского, уголовного и процессуального права начиналась в штатах, где готовились и своды законов.
Одним из первых модельных кодексов стал Единообразный торговый кодекс США, разработанный Американским институтом права и Национальной конференцией уполномоченных по разработке единообразных законов штатов и одобренный в 1952 году. К 1990 году появилось несколько его обновленных редакций. Кодекс состоит из десяти разделов - продажа, торговые бумаги, банковские депозиты и инкассовые операции, аккредитивы, складские свидетельства и др. Его цель - упрощение и модернизация права, регулирующего торговые сделки, и унификация торгового права всех штатов. Кодекс - скорее модельный, нежели непосредственно регулирующий акт, ибо таковым становится лишь после одобрения законодательными органами штатов. Ряд его норм допускает альтернативные варианты. Это - не полная кодификация, а скорее собрание норм по отдельным институтам, причем без традиционных для гражданских кодексов общих положений, так как последние относятся к компетенции штатов*(8).
Изучение иностранных кодексов очень полезно в аспекте сравнительного правоведения.
- Хрестоматия по Теории Государства и Права * том I * От составителя
- Оглавление:
- Материалы к теме: «Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов (законодательства)»
- Опубликование законов (а. М. Эрделевский)
- Материал подготовлен с использованием правовых актов
- По состоянию на 20 июня 2001 года
- А.М. Эрделевский
- Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика м.С. Студеникина
- Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект
- А.И. Абрамова, т.Н. Рахманина
- Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства
- Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады (Сравнительное исследование)
- О кодификации и кодексах
- Отечественная доктрина и практика кодификации
- О кодексах иностранных государств
- Международная кодификация - веление времени
- Кодексы как профессиональные нормы-самообязательства
- Унификация права стран Латинской Америки
- Классификация и систематизация законодательства Франции
- Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты
- Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития в.Б. Исаков
- Правовая активность Государственной Думы
- Структура правовой активности государственной думы в 1994 - 1998 гг. (в абсолютных цифрах и в процентах)
- Сравнительная характеристика правовой активности государственных дум первого и второго созывов, %
- Приоритеты законотворчества
- Приоритеты законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Динамика приоритетов законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Активность субъектов законодательной инициативы
- Активность субъектов законодательной инициативы в 1994 - 1998 гг., %
- Результативность законодательного процесса
- Результативность законодательного процесса в государственной думе в 1994 - 1998 гг.
- Доля законодательных инициатив, рассмотренных государственной думой, %
- Доля принятых законов к числу внесенных законодательных инициатив, %
- Доля законодательных инициатив, включенных государственной думой в план законопроектных работ, %
- Доля законопроектов, рассмотренных государственной думой, по отношению к включенным в план законопроектных работ, %
- Сравнительная результативность двух государственных дум, % от числа внесенных инициатив
- Сравнительная результативность законодательной деятельности в германии, россии и сша, %
- Результативность субъектов законодательной инициативы
- Сравнительная результативность различных субъектов законодательной инициативы за период 1996 - 1997 гг., %
- Соотношение рассмотренных и нерассмотренных законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Соотношение рассмотренных и принятых законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами)
- Причины отклонения принятых законов
- Основания отклонения законов президентом рф в 1996 - 1997 гг.
- Динамика причин отклонения федеральных законов президентом российской федерации за период
- 1996 - Первое полугодие 1999 г., %
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- О допустимости судебного правотворчества б.А. Едидин
- Плановые основы совершенствования советского законодательства
- Юридическая техника: общие понятия.
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники:
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники
- 1. Юридический анализ (алфавит права)
- 2. Логическая концентрация
- 3. Юридическая конструкция
- Очерки по юридической технике
- Значение юридической техники
- Язык и стиль процессуальных документов
- Юридическая техника: рекомендуемая литература
- Материалы к теме: «Система права» Ценность частного права
- Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права
- Система права и система законодательства в современных условиях
- Система правовых норм и отраслевое подразделение права
- Конституционный судебный процесс в системе российского права
- Комплексные институты как компоненты системы российского права
- Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права
- Две правовые системы - параллели или сближение?
- Внутреннее право - отражение публичных интересов и дел
- Каналы влияния международного права
- Логико-структурные дефекты системы советского права
- Право и правовая система