Очерки по юридической технике
Источник:
Л.Успенский. Очерки по юридической технике. Ташкент, 1927
Какие достоинства и недостатки у закона, как у формы права? К достоинству закона следует отнести его ясность и четкость. Ни одна другая форма права не обладает этими свойствами в такой мере, как закон. Ни норма обычного права, ни норма основанная на прецеденте, ни даже юридические правила, основанные на сознательном соглашении, не могут обладать той отчетливостью, которая свойственна закону. Эти преимущества закона обуславливают, однако, и его главный недостаток, его некоторую жесткость. Закон, как общее правило, всегда один для индивидуально-различных жизненных отношений, он всегда является попыткой приравнять то, что фактически не равно; в этом отношении во всяком законе всегда есть некоторое несоответствие реальным отношениям действительности, некоторый момент несправедливости. Абсолютно справедливых законов не бывает и быть не может.
Прецедент является одним из наиболее совершенных источников права. С одной стороны, так как его нормы являются результатом сознательного творчества людей, они, подобно нормам права законного, могут обладать достаточной четкостью и ясностью своего содержания, с другой стороны, прецедентное право творится в самом процессе жизни, в его создании принимают участие сами члены данной общественной группы, поэтому прецедентное право является более гибким и приспособляющимся к новым условиям, чем законное. Но сознание прецедентного права требует от членов общественной группы, высокого культурного уровня и высокого правосознания. Только там, где каждый будет сознавать, что его действия обязывают не только его одного, но в известных случаях являются примером и для других, возможно широкое прецедентного права. Вот почему прецедентное право есть в значительной мере право будущего.
Договор. В одних договорах, хотя с формальной стороны и происходит объединение воль договаривающихся, но по содержанию эти воли стремятся к совершенно противоположным целям; так, например, в договоре купли-продажи продавец хочет продать вещь и получить за нее деньги, а покупатель приобрести вещь в собственность. В результате таких договоров получается не слияние воль в одно целое, а скорее их согласование. Совершенно другой характер имеют те договоры, где воли обеих договаривающихся сторон имеют одно и то же содержание, стремятся к осуществлению одной общей цели, удовлетворению общего, для сторон, интереса. Договоры этого типа создают действительное слияние воль договаривающихся. В их результате появляется единый совместный акт.
Правовые нормы создаются для того, чтобы действовать, то есть определять собой поведение людей.
Задачей толкования является установление внутреннего смысла правовых норм.
Могут быть пробелы с точки зрения отдельных норм права, но с точки зрения общего смысла законодательства, общего духа законов, эти пробелы всегда могут быть восполнены.
Правоустанавливающее значение юридической сделки. Под ней следует понимать форму правообразования, или точнее создание новых правовых норм но основе уже существующих. Вместе с этим, в сделке необходимо дано возникновение, прекращение или, по крайней мере, изменение правоотношений, но характерное в этих вызванных правовой сделкой изменениях правоотношений заключается именно в том, что они происходят посредством установления новых правовых норм, которые и составляют настоящую сущность сделки. Законодательство есть установление сделок публичного характера: законодательные акты только относительно отличны от частно-правовых сделок.
Юридические факты – это те условия, которые правовая норма ставит себе для своего применения; значение юридических фактов состоит в том, что они являются условиями, или основанием возникновения или прекращения юридических отношений.
Задача юридической техники – формальный анализ правового регулирования.
Рефлективное действие права (рефлекс субъективного права) – те выгоды, которые получают третьи лица вследствие осуществления кем-либо своего права. … Не устанавливают субъективных прав, но лишь рефлексы объективного права, те юридические нормы, которые обязывают государство заботиться от индивиде, причем эти заботы принимает на себя государство, ради общего интереса.
Право не может предписывать невозможного. Всякое право существует для того, чтобы применяться, а норма, устанавливающая невозможную обязанность, неприменима.
Основные признаки юридического лица: собственные интересы, собственная деятельность, собственная воля.
- Хрестоматия по Теории Государства и Права * том I * От составителя
- Оглавление:
- Материалы к теме: «Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов (законодательства)»
- Опубликование законов (а. М. Эрделевский)
- Материал подготовлен с использованием правовых актов
- По состоянию на 20 июня 2001 года
- А.М. Эрделевский
- Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика м.С. Студеникина
- Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект
- А.И. Абрамова, т.Н. Рахманина
- Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства
- Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады (Сравнительное исследование)
- О кодификации и кодексах
- Отечественная доктрина и практика кодификации
- О кодексах иностранных государств
- Международная кодификация - веление времени
- Кодексы как профессиональные нормы-самообязательства
- Унификация права стран Латинской Америки
- Классификация и систематизация законодательства Франции
- Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты
- Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития в.Б. Исаков
- Правовая активность Государственной Думы
- Структура правовой активности государственной думы в 1994 - 1998 гг. (в абсолютных цифрах и в процентах)
- Сравнительная характеристика правовой активности государственных дум первого и второго созывов, %
- Приоритеты законотворчества
- Приоритеты законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Динамика приоритетов законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Активность субъектов законодательной инициативы
- Активность субъектов законодательной инициативы в 1994 - 1998 гг., %
- Результативность законодательного процесса
- Результативность законодательного процесса в государственной думе в 1994 - 1998 гг.
- Доля законодательных инициатив, рассмотренных государственной думой, %
- Доля принятых законов к числу внесенных законодательных инициатив, %
- Доля законодательных инициатив, включенных государственной думой в план законопроектных работ, %
- Доля законопроектов, рассмотренных государственной думой, по отношению к включенным в план законопроектных работ, %
- Сравнительная результативность двух государственных дум, % от числа внесенных инициатив
- Сравнительная результативность законодательной деятельности в германии, россии и сша, %
- Результативность субъектов законодательной инициативы
- Сравнительная результативность различных субъектов законодательной инициативы за период 1996 - 1997 гг., %
- Соотношение рассмотренных и нерассмотренных законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Соотношение рассмотренных и принятых законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами)
- Причины отклонения принятых законов
- Основания отклонения законов президентом рф в 1996 - 1997 гг.
- Динамика причин отклонения федеральных законов президентом российской федерации за период
- 1996 - Первое полугодие 1999 г., %
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- О допустимости судебного правотворчества б.А. Едидин
- Плановые основы совершенствования советского законодательства
- Юридическая техника: общие понятия.
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники:
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники
- 1. Юридический анализ (алфавит права)
- 2. Логическая концентрация
- 3. Юридическая конструкция
- Очерки по юридической технике
- Значение юридической техники
- Язык и стиль процессуальных документов
- Юридическая техника: рекомендуемая литература
- Материалы к теме: «Система права» Ценность частного права
- Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права
- Система права и система законодательства в современных условиях
- Система правовых норм и отраслевое подразделение права
- Конституционный судебный процесс в системе российского права
- Комплексные институты как компоненты системы российского права
- Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права
- Две правовые системы - параллели или сближение?
- Внутреннее право - отражение публичных интересов и дел
- Каналы влияния международного права
- Логико-структурные дефекты системы советского права
- Право и правовая система