Каналы влияния международного права
А как воздействуют принципы и нормы международного права на развитие внутреннего права? Во-первых, возникает новая "правовая связанность государств", когда они добровольно берут на себя международные обязательства и даже передают осуществление части своих суверенных прав (ст.79 Конституции РФ) межгосударственным объединениям. Взамен государства приобретают новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использования для этого международных институтов, охраны своих интересов.
Во-вторых, бесспорно политико-правовое влияние, своего рода общая нормативная ориентация, когда международная норма как бы обозначает предметы национально-правового регулирования ввиду их общей значимости.
В-третьих, наблюдается очевидное влияние идей, принципов и структур международного права на процессы развития и реформирования отраслей внутреннего права (например, конституционного и гражданского).
В-четвертых, происходит процесс "перехода", "перелива" международных норм в национальные нормы - путем "деконцентрации" и конкретизации, полного или частичного воспроизведения (диспозиции) в тексте национального закона, ссылки и отсылки.
В-пятых, международные нормы используются как средства толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности.
В-шестых, нельзя не сказать о признании международных решений (документов) важными для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.
В-седьмых, среди международных структур все больший удельный вес приобретают межгосударственные объединения. А это - более высокая степень государственно-правовой интеграции. Для нее характерны: а) общие историко-социальные судьбы государств; б) географическая близость; в) отражение в структуре системы национально-государственных институтов и их жесткое взаимодействие; г) строгая "связанность" национальных правовых актов императивными актами межгосударственных объединений; д) наличие специальных процедур разрешения споров между государствами-членами. Объединения такого рода признаны конституциями ряда государств, в том числе в ст.79 Конституции РФ. В статьях 23 и 24 Основного Закона Германии подробно урегулированы вопросы участия страны в развитии Европейского союза. В Конституции Франции есть раздел ХIV о соглашениях об объединении.
Весьма отчетливо обнаруживается тенденция нарастающего влияния международного права на систему и отрасли внутреннего права. Причем это влияние в тех или иных отраслях права выражается неодинаково, с помощью различных международно-правовых средств. Заметна и разная степень их восприятия в отраслях права государств. Очевидно, новизной таких новых источников права объясняется и сдержанное отношение российских ученых-юристов к их использованию в учебниках и иных книгах по отраслям права*(18).
Попытаемся кратко отметить влияние норм международного права на национальные отрасли. Своего рода "входной дверью" для них служат принципы и положения конституций как опоры национальной правовой системы. В ранних конституциях (США, Франции 1791 г. и др.) нормы, касающиеся внешней сферы отношений с другими государствами, проявлялись в закрепленных там принципах стремления к братству и сотрудничеству народов. В послевоенных конституциях ХХ в. расширяется применение формулы о примате норм международного права (ФРГ и др.), а в новейших конституциях России, Польши, Финляндии и других стран вырос удельный вес положений о признании высокой роли принципов и норм международного права и участии стран в межгосударственных объединениях (ЕС и др.). Интегративность норм стала еще более очевидной.
В конституционном праве России очень заметно влияние общих идей и принципов конституционализма. Акты Совета Европы и МПА СНГ о верховенстве права, разделении властей, о правах человека и демократических институтах все чаще преломляются в конституционном законодательстве. Этого не скажешь об административном праве, где внешнее влияние мало заметно и выражается пока, скорее, применительно к институтам госслужбы и административной юстиции, стандартам транспортных средств и т.п. Наиболее широкий спектр использования международных норм наблюдается в гражданском праве и МЧП. Привносимые ими стабильные институты, характерные для многих либо некоторых стран (гражданские и торговые кодексы Франции и Германии), активно переносятся на российскую почву. Последнее десятилетие дает пример влияния акционерного права ЕС и модельных законов СНГ. И, конечно, велика роль неформальных кодексов (корпоративный и т.п.) разных международных структур и институтов.
Более фрагментарным является влияние международных норм в других отраслях. Для финансового права - это стандарты международной бухгалтерской отчетности, примерный Гарвардский налоговый кодекс, рекомендации и нормативы ЕС, МБР, МВФ, для трудового права - эффективное "внедрение" конвенций МОТ, для экологического права - жесткие стандарты к природным ресурсам и рекомендации международных форумов 1992 г. об охране природной среды и об устойчивом развитии 2002 г., для уголовного права - международные принципы правосудия и прав участников процессов, а также деятельность Международного уголовного суда.
Реализация принципов и норм международного права и "вхождение" их в национальную правовую систему представляют собой сложный процесс. Верно отмечено: одни нормы реализуются только в международных отношениях, а другие - во внутренней сфере государств с помощью соответствующих процедур*(19). Здесь много особенностей*(20). Поэтому столь важно строго следовать своего рода этапам включения международно-правовых норм. Выделим эти этапы в сжатом виде.
Во-первых, реально происходит выбор из всего массива норм и предпочтений, поскольку каждая страна несет бремя многих международных обязательств. По соображениям политическим и экономическим нередко отдается предпочтение нормам, которые связывают ее с разными государствами и межгосударственными объединениями. "Метание" Украины и Грузии это подтверждает, хотя формальных оснований здесь не просматривается.
Во-вторых, приходится сопоставлять международные нормы с национальными. Несовпадение понятий и терминов обостряет проблему их содержательности и точности перевода. Полезным здесь представляется создание глоссариев. В частности, выработка понятия "регион" при подготовке Европейской хартии регионального развития была сопряжена с разными толкованиями в законодательстве разных стран. "Перевод" международных норм, неодинаковых по структуре, требует подчас длинных правовых "нитей" в виде норм законов, постановлений и др.
В-третьих, имплементация международных норм связана с такой процедурой, как ратификация (одобрение, присоединение), имеющей смысл и международно-правовой, и конституционной процедур. Они закреплены в Конституции РФ и Законе о международных договорах.
В-четвертых, международные нормы, требующие принятия, изменения или отмены национальных норм, оказывают весьма сильное влияние. Самостоятельные нормы "мягкого права" не утрачивают своей обязательности*(21). Она выражается в цепи последовательно выполняемых действий: а) в деятельности законодательных органов отражаются международные акты и их нормы при планировании законодательной работы, разработке концепций и текстов законопроектов; б) в системе исполнительной власти - путем изменений компетенции и структур, корректировки подзаконных актов, выделения министерств и др., ответственных за выполнение международных обязательств; в) в деятельности судов - в прецедентном значении решений международных судов, в ссылках на международные нормы, в толковании национальных законов, в юридической аргументации*(22). Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ расширяют эту практику, и общие суды все чаще используют международные нормы.
В-пятых, в межгосударственных объединениях, как отмечалось выше, проводится более систематическая и разветвленная работа ввиду "плотности" взаимодействия таких институтов и взаимосвязанности их правовых актов.
В-шестых, коллизии норм международного и внутреннего права порождают механизм их преодоления. Кроме переговоров и согласительных процедур, предусмотренных в договорах, успешно действуют специальные примирительные, третейские и коллизионные структуры, например, в рамках ВТО*(23). Накоплен большой опыт функционирования Международного суда ООН, Европейского Суда по правам человека, Экономического Суда СНГ, Международного уголовного суда, хотя сохраняют остроту проблемы их юрисдикций, процедур принятия и исполнения судебных решений.
Было бы упрощением сводить отмеченные каналы влияния к однолинейной связи внутреннего права каждой страны с международным правом. Нет, в настоящее время первое выполняет такую новую функцию, как интегратор в процессе сравнительного правоведения. Отмеченная нами ранее тенденция получает все более отчетливое выражение в более или менее равномерном сближении норм гражданского, экономического, трудового, финансового права в рамках "правовых семей" и межгосударственных объединений и в пределах регионов*(24). Известный американский компаративист К. Осакве признает возможным слияние национального права с правом международных организаций*(25).
Влияет и специализация международного права, которая отчетливо выражена в ряде недавно изданных книг. Рассмотрение международного экономического права в качестве подотрасли международного права связано с выделением в его рамках кроме общей части (источники, субъекты, территория и др.) особенной части. Последняя состоит из международного торгового права, международного финансового права, международного инвестиционного права, права международной экономической помощи, международного трудового (миграционного) права. В будущем предвидят формирование глобальной правовой системы, которая может состоять из норм "наднационального", "международного внутреннего" и "транснационального права". Этому будет предшествовать развитие права ВТО, права МВФ, права МОТ. Для управления глобальным экономическим порядком потребуется три-пять межрегиональных интеграционных союзов, связанных правовыми и иными нормами. Компетенция государств начнет сужаться, хотя они активнее будут вовлекаться в международные экономические отношения наравне с частными лицами. Более четким станет разграничение МЭП и международного процессуального и международного административного права*(26).
Нередко аспектом рассматриваемой проблемы является соотношение международного экономического права (МЭП) и внутригосударственного права, понимаемого как международное частное право (МЧП). И тогда допустимы три решения. Во-первых, нормы МЧП входят в состав МЭП в широком смысле (у них единые источники - международные договоры). Во-вторых, МЧП - часть гражданского (внутригосударственного) права, поскольку предметом регулирования являются отношения гражданско-правового характера. В-третьих, нормы МЧП состоят из частей национальных систем и части МЭП, и тогда образуется своеобразный комплекс. И все же МЧП чаще рассматривают как отрасль внутригосударственного права. МЭП отличается от МЧП по способу создания норм (согласование воль государств), по методу регулирования (межгосударственные отношения), по способам реализации норм. МЭП расширяет свою сферу за счет внутренних норм, допуская в отдельных случаях применение национального права за пределами территории государств.
Выделим некоторые явные закономерности. Первоначально наблюдается очевидное отставание структуризации международного права от систем внутреннего права. Предметы национальных отраслей не требовали внешних регуляторов. Постепенно возникает некое параллельное развитие с интенсивным использованием механизмов взаимовлияния и согласованности. Данная тенденция сегодня усилилась, происходит дальнейшее увеличение числа сфер и способов взаимодействия норм и принципов внутреннего и международного права. Меняются их системы и более плотно соприкасаются отрасли, растет удельный вес совместно регулируемых отношений. А дальше?
Ю.А. Тихомиров,
первый заместитель директора ИЗиСП,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2002 г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) См., например: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
*(2) См., например: Теория государства и права: Курс лекций. Саратов, 1995.
*(3) См.: Анцилотти Д. Курс международного права. Том первый "Введение - общая теория". М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. С.7-9.
*(4) См.: Курс международного права. Т.1. М.: Наука, 1989; Международное право. М.: Норма-Инфра.М, 1989. С.152-172.
*(5) См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М.: Юринформцентр, 2000.
*(6) См., например: Диас-Мелиан Де Ханиш М.В. Основы и природа правовой интеграции // Правоведение. 2001. N 6.
*(7) См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (по изд. 1904 г.). Т.I. М., 1996. С.10.
*(8) См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С.274.
*(9) См.: Ллойд Деннис. Идея права / Пер. с англ. М.: ЮГОН, 2002. С.211-219.
*(10) См.: Общая теория государства и права: Академический курс. Т.2. М.: Зерцало, 2001. С.209-211.
*(11) См.: Barker D., Padfield C. Law. L., 1992. P.18.
*(12) См.: Cairns W., Mc.Keon R. Introduction to French Law. L., 1994. P.1-24.
*(13) См.: Dessemоntet E., Ansay T. Introduction to Swiss Law. Hague, 1995. P.279-296.
*(14) См.: Kerameus D., Kozyris J. Introduction to Greek Law. Deventer, 1993. P.301-316.
*(15) См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С.8-13.
*(16) См.: Общая теория государства и права: Академический курс. Т.2. С.207-228.
*(17) См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940. С.301.
*(18) См., например: Манохин М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2000.
*(19) См.: Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С.35, 48.
*(20) См.: Реализация международно-правовых норм во внутреннем праве. Киев: Наукова думка, 1992.
*(21) См.: Решетов Ю.А. К вопросу о "мягком праве"; Ромашов Ю.С. Об условиях формирования общепризнанных норм // Московский журнал международного права. 1999. Вып.2.
*(22) См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.
*(23) См.: Приказчиков А.А. Механизм разрешения споров во Всемирной торговой организации и его влияние на внутреннее право государств // Государство и право. 2001. N 5.
*(24) См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Бек, 1996.
*(25) См.: Осакве Кристофер. Сравнительное правоведение в схемах. Общая и Особенная части. М.: Дело, 2002. С.50.
*(26) См. подробнее: Шумилов В.М. Международное экономическое право. Кн.I. М.: ООО ИКК. "Дека", 2002.
- Хрестоматия по Теории Государства и Права * том I * От составителя
- Оглавление:
- Материалы к теме: «Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов (законодательства)»
- Опубликование законов (а. М. Эрделевский)
- Материал подготовлен с использованием правовых актов
- По состоянию на 20 июня 2001 года
- А.М. Эрделевский
- Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика м.С. Студеникина
- Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект
- А.И. Абрамова, т.Н. Рахманина
- Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства
- Организация законопроектной деятельности Кабинета министров Канады (Сравнительное исследование)
- О кодификации и кодексах
- Отечественная доктрина и практика кодификации
- О кодексах иностранных государств
- Международная кодификация - веление времени
- Кодексы как профессиональные нормы-самообязательства
- Унификация права стран Латинской Америки
- Классификация и систематизация законодательства Франции
- Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты
- Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития в.Б. Исаков
- Правовая активность Государственной Думы
- Структура правовой активности государственной думы в 1994 - 1998 гг. (в абсолютных цифрах и в процентах)
- Сравнительная характеристика правовой активности государственных дум первого и второго созывов, %
- Приоритеты законотворчества
- Приоритеты законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Динамика приоритетов законотворческой деятельности государственной думы в 1992 - 1998 гг.
- Активность субъектов законодательной инициативы
- Активность субъектов законодательной инициативы в 1994 - 1998 гг., %
- Результативность законодательного процесса
- Результативность законодательного процесса в государственной думе в 1994 - 1998 гг.
- Доля законодательных инициатив, рассмотренных государственной думой, %
- Доля принятых законов к числу внесенных законодательных инициатив, %
- Доля законодательных инициатив, включенных государственной думой в план законопроектных работ, %
- Доля законопроектов, рассмотренных государственной думой, по отношению к включенным в план законопроектных работ, %
- Сравнительная результативность двух государственных дум, % от числа внесенных инициатив
- Сравнительная результативность законодательной деятельности в германии, россии и сша, %
- Результативность субъектов законодательной инициативы
- Сравнительная результативность различных субъектов законодательной инициативы за период 1996 - 1997 гг., %
- Соотношение рассмотренных и нерассмотренных законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Соотношение рассмотренных и принятых законодательных инициатив различных субъектов законодательной инициативы, %
- Результативность участия в законодательном процессе (процент законодательных инициатив, ставших законами)
- Причины отклонения принятых законов
- Основания отклонения законов президентом рф в 1996 - 1997 гг.
- Динамика причин отклонения федеральных законов президентом российской федерации за период
- 1996 - Первое полугодие 1999 г., %
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- Законодательство субъектов рф: объем, структура, тенденции развития в.Б. Исаков
- Оценка объема действующего законодательства в 1997 г. И прогноз на 2000 г. (по данным фирмы "инвента")
- Ежегодный прирост регистрируемых актов
- Прирост регистрируемых актов федерального
- Удельный вес актов федерального
- Удельный вес различных источников законодательства
- В федеральном законодательстве и законодательстве
- Субъектов российской федерации
- (За 1991 - 1998 гг.)
- Динамика изменения удельного веса законов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов российской федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов
- Динамика изменения удельного веса актов правительств в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов федерации, %
- Динамика изменения удельного веса актов высших органов государственной власти в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов федерации, %
- Соотношение законов, актов президентов (губернаторов, глав администраций) и актов правительств в системе источников законодательства субъектов федерации
- Соотношение вновь принимаемых законов субъектов российской федерации и законов об их изменениях и дополнениях
- Динамика конституционного и уставного законодательства субъектов российской федерации в 1991 - 1998 гг.
- Структура законодательства субъектов федерации по тематическим группам
- Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам
- О допустимости судебного правотворчества б.А. Едидин
- Плановые основы совершенствования советского законодательства
- Юридическая техника: общие понятия.
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники:
- § 1. Разница между обыденным и юридическим пониманием
- § 2. Задача юридической техники и средства для решения ее
- § 3. Три основных приема юридической техники
- 1. Юридический анализ (алфавит права)
- 2. Логическая концентрация
- 3. Юридическая конструкция
- Очерки по юридической технике
- Значение юридической техники
- Язык и стиль процессуальных документов
- Юридическая техника: рекомендуемая литература
- Материалы к теме: «Система права» Ценность частного права
- Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права
- Система права и система законодательства в современных условиях
- Система правовых норм и отраслевое подразделение права
- Конституционный судебный процесс в системе российского права
- Комплексные институты как компоненты системы российского права
- Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права
- Две правовые системы - параллели или сближение?
- Внутреннее право - отражение публичных интересов и дел
- Каналы влияния международного права
- Логико-структурные дефекты системы советского права
- Право и правовая система