logo
Хрестоматия по Теории Государства и Права

Динамика законодательства субъектов российской федерации за 1991 - 1998 гг. По группам

Группы

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1

123

255

351

873

1263

1840

2188

2588

2

174

524

912

2004

2681

3410

3845

4492

3

50

218

464

1251

2168

2738

2732

2998

4

96

200

304

585

896

994

977

1140

5

23

90

139

368

417

449

589

591

6

15

67

170

472

653

862

912

1091

7

41

100

122

289

465

569

655

764

8

47

126

229

455

638

749

868

948

9

8

20

36

41

48

67

91

81

10

8

32

44

65

95

141

150

171

Всего

585

1632

2771

6403

9324

11819

1307

14864

Приведенные данные позволяют сделать вывод об устойчивости приоритетов в развитии регионального законодательства. Начиная с 1994 г., стабильно увеличивается удельный вес конституционного законодательства, что отражает правовое оформление новой системы власти на основе Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Стабильно растет также слой законодательства, посвященного экономическим и финансовым вопросам. А вот удельный вес социального законодательства за прошедший период заметно сократился. Вполне возможно, что это связано со снижением экономических и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации в решении социальных вопросов. Стабильным на протяжении всего периода оставалось внимание законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации к вопросам экологии, что также отчетливо показано в табл. 15.

* * *

В заключение еще раз подчеркнем, что предпринятое статистическое исследование структуры и динамики российского законодательства не претендует на полноту и бесспорность. Измерение законодательства через призму "пользовательских" правовых баз данных несет отпечаток неизбежных погрешностей и дает неодинаковый результат в зависимости от того, по какой базе ведутся подсчеты.

Вместе с тем попытка статистического "обсчета" законодательства выявила обстоятельство, которое, на наш взгляд, имеет актуальный характер. Россия до сих пор не имеет достаточно полного и надежного национального архива законодательства (не только в электронном виде, но и на бумаге), который позволял бы применять современные методы исследования. Создание национального архива законодательства России позволит оценить своеобразие правового развития страны и поставит на подлинно научную основу выработку стратегии правовой реформы.

Методологические вопросы создания такого архива обсуждаются в научной среде. Дело - за практическими шагами.

"ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ: ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ" (В.Б. Исаков) ("Журнал российского права", N 12, 1999)