5. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.
Адвокатура является правовым институтом, призванным на профессиональном уровне обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Адвокатура — это не государственная структура, не общественная организация, а структура гражданского общества. Значит, никаких государственных функций она выполнять не должна.
В первоначальных проектах Закона об адвокатуре в числе ее задач предлагались к принятию и такие, как содействие в укреплении законности и правопорядка (имеется в виду содействие в раскрытии преступлений, разоблачение преступников, информирование органов о готовящихся правонарушениях и т.д.). Однако такие задачи относятся к функциям самого государства, для осуществления которых им создается соответствующий аппарат — правоохранительные органы, оплачиваемые государством. Содействовать названным органам в выполнении ими собственных функций по укреплению законности адвокатура. Будучи независимой от государства, призвана в конечном итоге стоять на стороне гражданина, а не государства, которое преследует этого гражданина. А государство не имеет права обязывать ее выполнять такую задачу, т.е. быть своеобразным государственным агентом по содействию правоохранительным органам в укреплении законности.
Более того, правоохранительным органам законодательно запрещено допрашивать адвокатов, проводить с ними оперативные разработки в связи с делами клиентов, находящимися у них в производстве. Например, в ст. 17 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится: «Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений». В ст. 19 Федерального закона РФ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция пренебрежения правоохранительных и правоприменительных государственных органов к адвокатуре, нарушения профессиональных прав адвоката, все чаще слышны призывы к ограничению независимости адвокатуры. Множатся нарушения прав адвокатов и гарантий их независимости при осуществлении профессиональных обязанностей.
Согласно отчетам адвокатских палат субъектов Российской Федерации и данным Комиссии по защите профессиональных и социальных прав адвокатов при Совете Федеральной палаты адвокатов РФ в 2005 году зафиксировано 458 случаев нарушения профессиональных прав адвокатов, а в 2006 году уже 611, из них случаев неправомерного вмешательства в адвокатскую деятельность и воспрепятствования этой деятельности в 2005 году -139, а в 2006 году – 4871. По тем же данным посягательств на адвокатскую тайну со стороны процессуальных противников – следователей, прокуроров и оперативных работников было в 2005 году 139: незаконные допросы -64, незаконные обыски в жилищах адвокатов и офисах адвокатских образований – 28, незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов – 47.
Уже существуют решения Европейского Суда по правам человека о признании незаконными действий правоохранительных органов по отношению к адвокатам. Так, адвокат Смирнов обратился в Европейский Суд по правам человека с жалобой на обыск, проведенный в месте его жительства. Ордер был выдан следователем и подписан прокурором, в качестве мотива для проведения обыска было указано, что в месте жительства заявителя могут находиться документы и материалы, относящиеся к расследованию деятельности организованной преступной группы. В разное время заявитель представлял интересы нескольких обвиняемых по данному делу. В марте 2000 года был проведен обыск, в ходе которого были изъяты некоторые документы, которые заявитель объявил личными и системный блок его компьютера. Заявитель неоднократно обращался в суд с требованием признать незаконными обыски изъятие, однако, суд счел, что обыск был произведен в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Заявитель обратился в Европейский Суд по правам человека, указав, что обыск в его доме составил нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека в своем решении отметил, что сам заявитель не обвинялся в совершении уголовного преступления, в то же время подтвердил, что он являлся представителем нескольких обвиняемых по уголовному делу, в связи с которым проводился обыск. В этой связи Суд выразил обеспокоенность отсутствием каких-либо гарантий защиты для материалов, составляющих адвокатскую тайну. Суд указал, что обыск явился серьезным посягательством на профессиональную тайну, чрезмерным по сравнению с преследуемой законной целью. По мнению Суда, производство обыска у заявителя, не являющегося обвиняемым по делу, без достаточных оснований и в отсутствие гарантий защиты профессиональной тайны не было «необходимым в гражданском обществе» и составило нарушение ст. 13 Конвенции в сочетании со ст. 1 Протокола № 1.2
Государство и адвокатура должны соотноситься между собой как равноправные субъекты. В Законе об адвокатуре недвусмысленно определено, что адвокатура не подчинена государству и его органам, в том числе созданным для укрепления социалистической законности. Однако говорить о полной автономности существования института адвокатуры в нынешнем государстве будет неправильно.
В Закон об адвокатуре оставлены определенные «зоны» взаимных обязанностей государства по отношению к адвокатуре и наоборот, а также определены «точки соприкосновения» их взаимных интересов. Однако такие обязанности и интересы следует считать основанными скорее на партнерском равенстве сторон, нежели на административных принципах подчиненности и отчетности адвокатуры перед государством. Так, в ведении государства находятся:
- законодательное регулирование всех процессов жизни и деятельности государства, его граждан, в том числе адвокатуры (ст. 4, п.1.ст.6 Закона об адвокатуре);
- обеспечение гарантий независимости адвоката (п. 3 ст. 3, ст. 18 Закона об адвокатуре);
- ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации (ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции), внесение изменений в реестр (ст. 14Закона об адвокатуре);
- утверждение формы ордера на исполнение адвокатом поручения клиента (п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре);
- утверждение формы адвокатского удостоверения и выдача этих удостоверений адвокатам (ст. 15 Закона об адвокатуре);
- определение порядка страхования риска ответственности адвоката (ст. 19 Закона об адвокатуре);
- социальное обеспечение адвоката, предусмотренное для граждан Конституцией РФ (п. 4 ст. 3 Закона об адвокатуре);
- финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам российской Федерации бесплатно (п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре);
- выделение при необходимости адвокатским объединениям служебных помещений и средств связи (п. 3 ст. 3, ст. 24 Закона об адвокатуре);
- участие в квалификационных комиссиях адвокатских палат: два представителя от территориального органа юстиции, два представителя — от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, один — от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, один — от арбитражного суда субъекта Федерации; всего, таким образом, в квалификационных комиссиях участвуют шесть представителей государства из 13 человек (п.2 ст. 33 Закона об адвокатуре);
-требование созыва внеочередного собрания (конференций) адвокатов (п.4 ст. 31 Закона об адвокатуре);
- внесение представлений в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката при наличии сведений об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката и подача в суд заявления о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего представления не рассмотрел его (п. 5 ст. 17 Закона об адвокатуре);
- налоговый учет доходов адвокатов и налоговых отчислений в государственные страховые фонды (Налоговый кодекс РФ);
- регистрация общественных объединений адвокатов (Закон РФ об общественных объединениях);
- государственная регистрация адвокатских структур (Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц»);
- руководство реорганизационными процедурами в период создания адвокатских палат (ст.ст. 40,41,42 Закона об адвокатуре).
Названные «зоны» государственного регулирования в сфере деятельности адвокатуры не относятся к административному управлению этим институтом (за исключением налогового учета и государственной регистрации, а также определения форм удостоверения и ордера), а поэтому говорить об «усеченности» принципов независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры нет никаких оснований. Что касается вопросов налогового права и регистрации, то данные требования государства являются общеобязательными для всех субъектов деятельности.
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Адвокатура
- Часть I
- 030501.65 - Юриспруденция
- Содержание
- Раздел 1. Общая характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности
- Тема 1. Понятие, принципы и основы деятельности адвокатуры План
- 1. Понятие адвокатуры, статуса адвоката и адвокатской деятельности
- 2. Принципы деятельности адвокатуры
- 3. Задачи адвокатуры
- Конституционные основы деятельности адвокатуры
- 5. Независимость адвокатуры и государственное регулирование.
- Тема 2. Возникновение и развитие российской адвокатуры План
- 1. Положение адвокатуры в дореформенной России
- 2. Судебная реформа середины XIX века и развитие российской адвокатуры
- 3. Создание и деятельность адвокатуры после 1917 года
- 4. Деятельность адвокатов в 1939-1970 годах
- Правовое регулирование адвокатуры России в 1980-2001 годах
- Тема 3. Организационные формы деятельности адвокатуры План
- Характеристика закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
- Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
- 4. Организационные формы адвокатской деятельности
- Общероссийские и международные общественные объединения адвокатов
- Раздел 2. Статус адвоката
- Тема 4. Статус адвоката, его права, обязанности и полномочия План
- Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката
- 2. Права, обязанности и полномочия адвоката
- 3. Ответственность и страхование риска ответственности адвоката
- Адвокатская неприкосновенность и адвокатская тайна
- 5. Адвокатская этика
- 6. Имидж и психология в деятельности адвоката
- 7. Ораторское искусство адвоката
- 8. Оплата труда адвоката
- Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом оон по предупреждению преступлений в августе 1990 г. В Нью-Йорке) (извлечение)
- Доступ к адвокатам и юридической помощи
- Специальные гарантии в уголовной юстиции
- Квалификация и подготовка
- Обязанности и ответственность
- Гарантии деятельности адвокатов
- Свобода высказываний и ассоциаций
- Профессиональные ассоциации адвокатов
- Дисциплинарное производство
- Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции
- Выдача адвокату удостоверения
- Приложение 4
- Решение
- Совета адвокатской палаты рт от 17 февраля 2005 года
- « О порядке уведомлений о формах адвокатских образований»
- Форма уведомления для адвокатского кабинета
- Уведомление
- Примерное положение о помощнике адвоката (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Примерное положение "о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки" (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов рф 17 сентября 2003 г.)
- Адвокатский запрос
- Ответ муп «Единый расчетный центр города Казани»
- Жалоба адвоката
- Ответ на жалобу адвоката