17. Институализация государственной власти и механизм государства.
Механизм государства чаще всего понимают как систему всех государственных организаций, осуществляющих задачи и реализуют функции государства.
Признаки механизма государства:
• существование системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически подчиненных органов, предприятий и учреждений;
• наличие группы людей, которые осуществляют управление обществом на профессиональной основе;
• наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми, так и принудительными методами;
• наличие в каждой составляющей своей компетенции как правовой основы деятельности.
Часть этих организаций наделена властными полномочиями и в совокупности составляет государственный аппарат. Другая часть, а именно государственные предприятия и учреждения, под руководством государственных органов практически осуществляет функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных (предприятия) или нематериальных (учреждения) ценностей.
Итак, структуру механизма государства составляют:
1) аппарат государства - система всех органов государства, наделенных властными полномочиями, которые непосредственно осуществляют функции и задачи государства;
2) государственные предприятия - самостоятельные субъекты хозяйствования, имеющие права юридического лица и осуществляют производственную, научно-исследовательскую, коммерческую деятельность для получения соответствующей прибыли;
3) государственные учреждения - такие государственные организации, которые осуществляют непосредственно практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (экономической, социальной, культурной и наделенные правами юридического лица и имеют определенную характерную им организационную структуру и специфические полномочия.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет давнюю историю, и его традиционно связывают с именем Ш.Л. Монтескье. Каждая из ветвей власти считается самостоятельным и независимым, и тем самым исключается возможность узурпации государственной власти каким-либо лицом или органом.
Этот принцип включает определенную систему требований:
• распределение функций и полномочий (компетенции) между государственными органами в соответствии с требованиями разделения труда;
• закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий, недопустимости вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;
• наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа государства и исключения сосредоточения всей власти в одной ветви;
• наличие у органов власти взаимного контроля и невозможность изменения компетенции органов государства неконституционным путем.
Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям в парламенте государственная власть, которая имеет исключительное право принимать законы. Она осуществляет и финансовой (право ежегодного утверждения бюджета страны), и учредительную (участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов), и контрольную функции. В Украине, согласно ст.75 Конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент - Верховная Рада Украины.
Исполнительная власть - это власть, которая обладает правом непосредственного управления в государстве. Носителем этой власти в масштабе страны есть правительство, которое обеспечивает выполнение законов и других актов законодательной власти, ответственный, подотчетен и подконтролен ему. Исполнительная власть призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. Согласно разделу VI Конституции Украины органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины (высший орган в системе органов исполнительной власти), центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (осуществляют исполнительную власть в областях и районах).
Судебная власть - независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в спорах о праве, осуществляет правосудие. Судебная власть ограничена нормами и принципами права, осуществляется в форме судебной процедуры и не может зависеть от субъективного влияния других ветвей власти. Юрисдикция судов распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве. Высшим судебным органом в системе судов Верховный Суд Украины. Система судов в Украине строится по принципам территориальности (местные, апелляционные суды) и специализации (суды общей юрисдикции и специализированные: хозяйственные, административные).
Принцип разделения властей дополняется системой сдержек и противовесов, которая предусматривает конкуренцию различных органов власти, наличие средств для взаимного сдерживания и поддержания относительного равновесия сил.
Вместе власть в государстве должна оставаться целостной и единой, поэтому ветви власти должны взаимодействовать.
Юридически это проявляется в том, что:
• органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и задач государства;
• различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Поэтому разделение властей следует воспринимать как общий принцип осуществления государственной власти
- 1. Юриспруденция и ее состав.
- 2. Понятие и цель общетеоретической юриспруденции.
- 3. Фундаментальный характер общетеоретической юриспруденции.
- 4. Предмет общетеоретической юриспруденции.
- 5. Первичное и производное возникновения государства.
- 7. Правовое регулирование и его особенности.
- 9. Понятие и виды принципов.
- 10. Основные свойства права.
- 12. Парадигмы правопонимания. Основные типы правопонимания.
- 13. Ценностно-нормативное правопонимание.
- 14. Интегративное правопонимания
- 15. Соотношение права и государства: этатистский и либеральный подходы.
- 16. Принципы формирования государственной власти и ее базовые ресурсы.
- 17. Институализация государственной власти и механизм государства.
- 18. Классификация правовых норм.
- 19. Классификация источников права.
- 20. Священные тексты как источник права.
- 21. Судебный прецедент как источник права.
- 22. Обычай как источник права.
- 23. Правовая доктрина как источник права.
- 24. Нормативно-правовой договор как источник права.
- 25. Нормативно-правовой акт как источник права.
- 26. Система права и ее компоненты.
- 27. Понятие отрасли права и их классификация.
- 28. Институты права и их особенности.
- 29. Формы систематизации законодательства.
- 30. Понятие и признаки правоотношений.
- 31. Понятие правосознания и его структура.
- 32. Правовая культура и ее уровни.
- 33. Механизм действия права и его составляющие.
- 34. Юридический процесс и юридическая процедура.
- 35. Понятие и формы реализации права.
- 36. Понятие кодификации законодательства и ее виды.
- 37. Субъект права и субъект правоотношений.
- 38. Понятие и содержание правосубъектности.
- 39. Физические и юридические лица.
- 40. Объекты правоотношений
- 41. Понятие и содержание субъективного права
- 42. Понятие и виды юридической обязанности.
- 43. Юридические факты и их классификация.
- 44. Понятие и виды фактических составов.
- 45. Правовая культура личности и ее структура.
- 46. Правовая культура общества и ее составляющие.
- 47. Правовая социализация и правовое воспитание
- 48. Задачи и система правового воспитания.
- 49. Общесоциальные и специальные функции права.
- 50. Социальные факторы формирования права.
- 51. Формы и виды правотворчества.
- 52. Принципы и функции правотворчества.
- 53. Понятие и признаки юридического процесса.
- 55. Сферы действия правовой нормы.
- 56. Предметная действие правовой нормы.
- 57. Темпоральна действие правовой нормы.
- 58. Пространственная действие правовой нормы.
- 59. Персональная действие правовой нормы.
- 60. Применение права как средство обеспечения реализации права.
- 61. Идеология применения права.
- 62. Типичное и нетипичное применение права.
- 63. Акты применения права: понятие и виды.
- 64. Понятие и назначение толкования права.
- 65. Толкование как выяснение права.
- 66. Толкование как разъяснение права.
- 67. Официальное толкование права и его виды.
- 68. Правовая система и ее компоненты.
- 69. Классификация правовых систем.
- 70. Понятие правового стиля. Правовые семьи современного мира.
- 71. Ценности права и правовые ценности.
- 72. Инструментальная ценность права.
- 73. Социальная ценность права.
- 74. Личностная ценность права.
- 75. Право как ценность культуры и цивилизации.
- 76. Верховенство права в системе правовых ценностей.
- 77. Понятие и виды правового поведения.
- 78. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения.
- 79. Правонарушения, его признаки и виды.
- 80. Злоупотребление правом.
- 81. Объективно-противоправное поведение.
- 82. Понятие и признаки юридической ответственности.
- 83. Виды юридической ответственности.
- 84. Понятие и основные требования законности.
- 85. Понятие и атрибуты правового порядка.
- 86. Образ государства и понятие государства.
- 87. Современная и современным государством.
- 88. Атрибуты и признаки государства.
- 89. Типология государства.
- 90. Ценностная характеристика государства.
- 91. Понятие государственной территории и ее состав.
- 92. Понятие государства и государственности.
- 93. Содержание понятия форма государства.
- 94. Статика и динамика государства.
- 95. Государственный и политический режим.
- 96. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 97. Понятие и классификация функций государства.
- 98. Функции государства и государственная политика.
- 99. Номенклатура функций современного государства.
- 100. Формы осуществления функций государства.
- 102. Соотношение правового и конституционного государства.
- 103. Социальное государство, его признаки и функции.
- 104. Правовое государство и верховенство права.
- 105. Влияние глобализации на развитие права и государства.