logo search
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

6. Производство по изданию актов управления

Чтобы акт появился, нужны определённые усилия, знания по конкретному вопросу.

В теории всё это производство условно разделено на несколько стадий:

1. Постановка вопроса о необходимости издания данного акта. Проявление инициативы на предмет подготовки и издания акта.

Проявлять инициативу может

а) Тот, кто наделён правом издавать этот акт, сам властный субъект.

б) Сверху по ведомственной линии (Правительство РФ – министерству РФ).

в) Снизу по ведомственной линии (министерство РФ – Правительству РФ).

г) Со стороны, за пределами управленческого аппарата. Любой орган государственной власти может обратиться в любое звено, к служащему и попросить(потребовать) издать акт.

д) Общественные объединения, граждане.

Если инициатива возникает внутри аппарата, то реагировать (издавать акт) обязательно, если же с инициативой выступает простой гражданин, то акт могут и не издать.

2. Проверочная стадия.

а) Проверяют, входит ли издание данного акта в компетенцию данного субъекта, можно ли издавать этот акт.

б) необходимо проверить, нет ли по этому вопросу уже действующего акта (закона, индивидуального акта).

в) Нужно определить подведомственную территорию, круг субъектов, на которых этот акт будет распространяться.

3. Подготовка проекта (эта стадия не обязательна, но предпочтительна). Когда издаются акты коллегиальных органов, то проект обязателен.

а) Подготовка самого проекта

- проект готовит сам орган, полномочный издать данный акт.

- орган поручает разработку проекта кому-либо.

- подготовка проекта поручается специальной комиссии, в которую входят специалисты, учёные (при решении большого, сложного, важного вопроса).

б) Решение частных вопросов

- согласование актов

- ревизирование акта

4. Принятие акта, введение его в действие.

а) Если акт принимается коллегиальным органом, то акт предварительно рассматривается, обсуждается на заседаниях этого органа.

б) Если акт принимает одно лицо, то оно и решает все вопросы.

Принятие акта оформляется в окончательном виде: текс, печать, подписи, доведение акта до адресата.

Акты издаются, чтобы кто-то с ними работал, добивался цели.

1. Открытые акты публикуются в официальных источниках для всего населения.

Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Закрытые акты (например, о государственной тайне) не публикуются.

Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 13.08.98 г.) .

1. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию.

2. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

3. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Главное государственно - правовое управление Президента РФ, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства РФ.

5. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение10 дней после дня их регистрации.

10. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

11. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Многие федеральные органы издают свои ведомственные бюллетени, которые рассылают сверху вниз по ведомственной линии (обязательных сроков для таких актов нет).

Органы субъектов (администрации и др.) издают свои акты, в которых устанавливают свои сроки, порядок опубликования и т.д. (например, «Ведомости»).

Органы муниципальных образований также издают акты (например, «Ведомости мэрии Новосибирска»).

Каждый орган должен иметь свою внутреннюю специальную службу ДОУ (служба доказательственного обеспечения управления), которая ведёт всё делопроизводство (готовит проекты, издаёт акты).

При издании актов возникает много ошибок, поэтому издают специальные акты о том, как это нужно делать (оформление и др.).

Доведение актов до сведения лиц возможно не только с помощью официальных источников. Акты закрытого характера могут доводиться до сведения граждан по-иному: сотрудники фельдъегерской службы доставляют специальные запечатанные конверты с документами адресату.