logo search
TGP

13. Ценностно-нормативное правопонимание.

Право - это исторически обусловлено, морально об ¬ основанная и религиозно выверенная, Лега ¬ лизоване ценностно-нормативная система, рассчитанная на всеобщее признание (легитимацию) и соответствующее поведение людей, организаций, социальных сообщество ¬ нот, в которой используются процедурами ¬ ры, формализованные решения и государств ¬ ный принуждение для предупреждения и разрешения конфликтов, сохранение социальной целостности.

Специфика предлагаемого правопонимания выраженная прежде всего в представлении о праве как ценностно-нор ¬ мативно систему, что подчеркивает не только нормативный, но и ценностный смысл механизма действия права. Из этих по ¬ ческих право нацелено на закрепление, ранжирование, перераспределение и охрану ценностей, а также на информирование о ценностях, которые таким образом становятся ценностями права. Одновременно в само ¬ му праве составляются различные специфические ценности (правовые ценно ¬ сти), несущие в себе цивилизационные и культурные наслоения, связанные с пониманием свободы, справедливости, порядка, сохранения себя, близких и всей социальной целостности.

В ценностно-нормативном правопонимании выражена трансляция права через века и поколения посредством правового менталитета, правовых традиций, правовых институтов, что дает возможность проследить историческую зу ¬ мовленисть права, его моральную обоснованность и его соответствие традиционным религиозным основам.

Важно подчеркнуть, что ценностно-нормативная система права всегда роз ленная на ее признание народом, тоб ¬ то легитимацию, что обеспечивает действенность и эффективность для всей системы. Не ¬ нет никаких сомнений, легитимность - это лишь важная основа для функционирования ¬ ния правового механизма, поскольку вряд ли задачи правового воздействия можно решить, не используя такие правовые инструменты, принятые процедуры, формализованные решения и средства государственного принуждения.

Наконец, центральными идеями ценностно-нормативного праворозумин ¬ ния является, во-первых, конфликтное назначение права и, во-вторых, необходимости сохранения существующей социальной целостности ¬ ности. Смысловая характеристика праве и профессии юриста всегда связаны возможностями предупреждения возникновения конфликтных ситуаций, а при возникновении конфликтов, достижения оптимального их решения. Так же, как целью права с момента его становления в древнем обществе где наших времен является обеспечение целостности человеческого существования от рода или племени в древнем обществе где семьи и государства в современной жизни.

Напоследок стоит подчеркнуть, еде современное правопонимание не может быть сведено к одной парадигмы правопонимания, поскольку для парадигмального мышления признаком является как возможности свободного выбора между парадигмами, таи: и способ объяснить смену парадигм. При этом сами парадигмы можно понимать как интеллектуальные, очевидности, то есть «аксиомы разума». Мозаика правового мира и многообразие подходов ¬ дов к нему неизбежно выводит на многообразие парадигм праворозу-мение, в частности, в украинской юрис ¬ Пруденций, на использование различных праворозуминь и, соответственно, различных аксиоматических начал (постулатов) для постижения явлений правовой сферы.