2. Регистрационные формальности
Договор 1994 г. о законодательстве по товарным знакам имеет целью /прощение процедуры регистрации и устранение излишних формальностей. Договором строго ограничиваются те требования, которые могут предъявляться к заявке на регистрацию. В приложениях к Договору приведены стандартные формы заявок. Все страны, вступившие в Договор, должны принимать к рассмотрению заявки, сделанные по данной форме. Число стран, присоединившихся к Договору, быстро растет. Но вне зависимости от того, присоединилась страна к Договору или нет, есть два основных элемента, которые должна содержать заявка на регистрацию товарного знака. Ими являются образец обозначения знака и перечень товаров или услуг, для которых испрашивается регистрация. Это та основная информация, которая позволяет регистрационному органу провести экспертизу заявленного знака на его соответствие требованию новизны.
Процедура регистрации товарных знаков в общих чертах урегулирована Законом РФ о товарных знаках и более детально регламентирована Правилами, принятыми Патентным ведомством. Основанием для регистрации товарного знака служит заявка, составленная по установленным правилам. Экспертиза проводится в два этапа: вначале проверяется наличие всех необходимых документов заявки и правильность их заполнения (предварительная экспертиза), а затем заявленное обозначение исследуется на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к товарным знакам (экспертиза по существу). По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака либо об отказе в регистрации. При несогласии заявителя с решением экспертизы он вправе подать возражение в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ, затем — жалобу в Высшую патентную палату Роспатента, а в последующем, опираясь на ч. 2 ст. 11 ГК, обратиться в суд.
В случае положительного решения экспертизы Патентное ведомство РФ производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и выдает заявителю свидетельство на товарный знак.
За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия свидетельства и совершение иных юридически значимых действий, связанных с товарными знаками, взимаются государственные пошлины, размеры которых определяются Положением о пошлинах за патентование от 12 августа 1993 г.
3. Опубликование, опротестование, отмена регистрации товарных знаков
Крупные компании тратят большие деньги на собственные товарные знаки. Они постоянно обеспокоены тем, что кто-нибудь зарегистрирует знак, похожий на их собственный или полностью идентичный ему. Поэтому они нуждаются в эффективных мерах, способных им помочь выиграть в конкурентной борьбе. Эти особенности рыночных отношений нашли отражение в ст. 15(5) Соглашения ТРИПС, в которой говорится:
«Страны-участницы публикуют заявку на регистрацию каждого товарного знака и либо до, либо сразу после регистрации в разумной форме реагируют на заявления об отмене регистрации. Кроме этого страны-участницы могут предусмотреть процедуры подачи возражений против регистрации товарного знака».
После опубликования информации о заявке на регистрацию товарного знака она размещается частными информационными службами в их компьютеризированных базах данных (например, в такой широко известной базе, как http://www.thomson-thomson.com/ ). За определенную плату эти службы могут уведомлять заинтересованные компании о попытках зарегистрировать сходные знаки. Затеять процедуры подачи возражений против регистрации или процедуры по ее отмене могут себе позволить лишь крупные, с большими финансовыми средствами компании, ибо у них есть деньги на оплату дорогостоящих юридических и технических экспертиз, которые зачастую определяют успех в этих делах.
Ж. Срок действия права на товарный знак
В отличие от ограничений на срок действия патентного или авторского права сроки действия права на товарный знак могут продлеваться неограниченно. В ст. 18 Соглашения ТРИПС указывается:
«Первичная регистрация товарного знака и каждое новое ее продление должны осуществляться на срок не короче семи лет. Количество продлений не ограничено».
И пока товарный знак служит выполнению своей основной функции идентификации товара как товара определенного производителя, нет причин для прекращения срока его действия. Когда оканчивается срок действия охраны объекта авторским правом и он становится общественным достоянием, каждый может начать ставить пьесы Шекспира, не вступая в долгие переговоры о праве постановки или об уплате авторских гонораров, поскольку срок действия охраны объекта истек. Конкурирующие производители телефонных аппаратов могут также без уплаты вознаграждения авторам изготавливать свою продукцию, поскольку истек срок патентной охраны. При этом в отношении товарных знаков обществу нет пользы от перевода знака в разряд объектов всеобщего использования. Потребители, привыкшие к определенным качествам и свойствам, скажем, кока-колы, будут весьма разочарованы, если разные производители начнут выпускать отличающиеся вкусовыми данными напитки под этой же маркой. По этой причине срок действия товарного знака не ограничивается во времени. Однако если бы срок действия охраны товарного знака продлевался автоматически, то возникала бы проблема с неиспользуемыми знаками, которые будут оставаться в реестрах, мешая другим производителям регистрировать свой товар в этой же нише. Если зарегистрированный товарный знак не использовался никогда или не использовался в течение длительного периода времени, очень мала вероятность того, что новое использование этого знака кем-то другим введет потребителя в заблуждение. Одним из способов очистки реестров от неиспользуемых знаков является правило о периодическом обновлении права на их использование. Это может быть также хорошей возможностью пополнения бюджета регистрационных служб за счет взимания пошлин за продление срока действия охраны товарного знака. В некоторых странах (как еще одна форма избавления реестров от неиспользуемых знаков) требуется письменное подтверждение продолжения использования товарного знака. Статья 19 Соглашения ТРИПС по этому поводу гласит:
«Если для поддержания силы товарного знака требуется продление регистрации, то регистрация может быть отменена только по истечении не менее чем трехлетнего беспрерывного периода времени, когда знак не использовался, при условии отсутствия обоснованных причин, по которым обладатель прав на товарный знак им не пользовался и представил соответствующие доказательства. Обстоятельства чрезвычайной силы, которые не зависят от воли обладателя прав на товарный знак, например, государственные ограничения на импорт или иные требования, предъявляемые к товарам или услугам, охраняемым товарным знаком или знаком обслуживания, должны признаваться в качестве достаточных причин неиспользования знака».
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право на его использование на всей территории РФ в течение десяти лет. При этом указанный срок рассматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. В принципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться в порядке, установленном ст. 16 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Сущность права на товарный знак состоит в возможности его неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых он зарегистрирован, и/или на их упаковке. При наличии уважительных причин использованием знака может быть признано также применение обозначения в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и т.п.
Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и распоряжаться им, а также запрещать использование товарного знака другими лицами. Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Если товарный знак не используется без уважительных причин в течение пяти лет, его регистрация может быть прекращена досрочно по требованию любого заинтересованного лица.
При использовании товарного знака рядом с обозначением может проставляться предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Reg. TM и т.п.). Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в РФ товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, образует уголовное преступление (ст. 180 УК РФ).
- П.Б.Мэггс а.П.Сергеев интеллектуальная
- V. Патенты
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- VII. Авторское право
- VIII. Виды интеллектуальной собственности, близкой к авторским правам
- IX. Товарные знаки
- I. Введение. Основные институты права интеллектуальной собственности
- II. История развития права
- 1. Интернационализация права интеллектуальной собственности
- 2. Дисбаланс интересов стран, экспортирующих и импортирующих объекты интеллектуальной собственности
- III. Международные учреждения по охране интеллектуальной собственности
- IV. Коммерческая тайна
- 2. Обратный технический анализ
- 3. Добросовестное приобретение
- 2. Возможности и пределы охраны коммерческой тайны в рамках отношений «работодатель—работник» по трудовому контракту
- 1. Контракты
- 2. Технические средства
- 3. Шифрование
- 4. Компьютерная безопасность
- 2. План по охране коммерческой тайны
- V. Патенты
- 1. Парижская конвенция
- 3. Договор о патентной кооперации (рст)
- 4. Будапештский договор
- 2. Конвенция о патентах Европейского союза
- 3. Евразийская патентная конвенция
- 2. Новизна
- 3. Изобретательский уровень
- 4. Промышленная применимость
- 2. Заявление о выдаче патента
- 3. Описание изобретения
- 4. Формула изобретения
- 3. Дата приоритета
- 2. Права на способ изготовления
- 1. Свободное использование запатентованных объектов
- 2. Использование патента без согласия патентообладателя
- 1. Судебная экспертиза юридической силы патента
- 2. Судебное исследование формулы изобретения
- 3. Судебные запреты и возмещение убытков, причиненных нарушением прав патентообладателя
- 1. Как избежать нарушения патентных прав
- 2. Когда следует избирать патентную охрану
- 3. Что делать, если произошло нарушение патентного права
- VI. Другие виды патентоспособной интеллектуальной собственности
- 2. Сорта растений
- 3. Породы животных
- VII. Авторское право
- 1. Бернская конвенция
- 2. Всемирная конвенция об авторском праве
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и охрана авторских прав
- 4. Договор воис по авторским правам
- 1. Требование объективной формы выражения произведения
- 2. Признак творчества
- 3. Объекты авторского права
- 1. Запреты на формальности в Бернской конвенции
- 3. Необязательность регистрации авторского права
- Длительность срока охраны
- 2. Продление срока охраны авторским правом до 70 лет
- 3. Сокращение срока охраны авторским правом
- 4. Восстановление авторских прав: ст. 18 Бернской конвенции
- 1. Права работодателя при отсутствии трудового контракта с работником
- 2. Ограничение свободы трудового контракта между работником и работодателем
- 3. Имущественные права обладателя авторского права
- 2. Право на воспроизведение
- 3.Право на переработку
- 4. Право на перевод
- 5. Право на распространение
- 6. Право проката
- 7. Право на публичное исполнение
- 8. Право на передачу в эфир
- 9. Право на иные формы публичной передачи
- 2. Свободное использование
- 3. Обязательное оформление разрешений на использование авторских произведений (принудительное лицензирование)
- 4. Ограничение права на репродуцирование
- 1. Неимущественные права
- 2. Droit de suite, или право следования
- 1. Общие принципы
- 2. Ограничение уступок и лицензирования авторских прав
- 3. Соблюдение формальностей при уступке или лицензировании авторских прав
- 1. Доказывание права авторства
- 2. Доказывание нарушения права авторства
- 3. Средства защиты права авторства
- 1. Когда следует избирать авторско-правовую охрану
- 2. Регулирование прав лиц, работающих по трудовому контракту и по временному соглашению
- 3. Лицензирование и уступка авторских прав
- VIII. Виды интеллектульной собственности, близкой к авторским правам
- 1. Римская конвенция
- 2. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
- 3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
- 4. Договор воис об исполнениях и фонограммах
- 5. Охраняемые права исполнителей
- 6. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций
- IX. Товарные знаки
- 1. Охрана прав потребителя
- 2. Охрана от недобросовестной конкуренции
- 1. Парижская конвенция
- 2. Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков
- 3. Протокол к Мадридскому соглашению
- 4. Договор о законодательстве по товарным знакам
- 5. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков
- 6. Соглашение трипс
- 1. Знаки, не подлежащие регистрации
- 2. Знаки, которым может быть отказано в регистрации
- 1. Соотношение вопросов регистрации и охраны товарных знаков
- 2. Регистрационные формальности
- 3. Вопросы взаимоотношений работодателя и работника в связи с охраной товарного знака
- 1. Введение
- 2. Франчайзинг
- 1. Как помешать другим лицам использовать товарный знак
- 2. Меры против «размывания» товарного знака
- 3. Использование необремененного знака
- 1. Использование товарных знаков применительно к товару, частично утратившему свои свойства
- 2. Использование товарных знаков в рекламе сравнительного характера
- 1. Доказывание нарушения права на товарный знак
- 2. Доказывание «размывания» товарного знака
- 3. Судебный запрет на использование товарного знака
- 4. Возмещение ущерба
- 1. Реестр товарных знаков и план их охраны
- 2. Выбор товарного знака
- X. Виды интеллектуальной собственности, близкие к товарным знакам
- 3. Использование литературных образов в исполнении реальных актеров
- XI. Будущее права интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность