logo search
шиткина

§ 2. Правовой статус государства и иных публично-правовых

образований как субъектов корпоративных правоотношений

Причины особого правового статуса государства

в корпоративных правоотношениях

Содержание правового статуса акционера подробно рассматривается в соответствующих главах этого учебного курса <1>.

--------------------------------

<1> См.: гл. VIIкурса.

Задача настоящего параграфа - отразить некоторые особенности правового статуса государства и иных публично-правовых образований как участников корпоративных правоотношений.

При этом следует подчеркнуть, что государство - такой же акционер и обладает той же совокупностью прав, обязанностей и иных элементов правового статуса, как и иные акционеры - физические и юридические лица.

Следует принципиально исходить из того, что государство выступает на равных с другими акционерами в корпоративных правоотношениях.

Однако понятно, что публично-правовая составляющая статуса государства не могла не отразиться на его правовом статусе.

Государство как публичное образование обладает публичной властью, именно оно создает нормативно-правовую базу регулирования корпоративных отношений.

Как совершенно правильно отмечается Е.А. Сухановым, "особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета,в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004. Т. I. С. 374.

Государство устанавливает правила поведения, в том числе для себя, ограничивая свои властные возможности.

Главная особенность государства как участника корпоративных правоотношений, которая определяет особенности его правового статуса как акционера, состоит в том, что, участвуя в корпоративных отношениях, государство выражает публичные интересы, интересы всего общества, в том числе интересы каждого акционера в отдельности.

Реализация этой функции публично-правового образования требует предоставления государству особых прав, возложения на него особых обязанностей и ответственности, что не могло не отразиться на его правовом статусе как акционера.

Тот факт, что государство выражает прежде всего интересы всего общества, а не только отдельных лиц, приводит к выводу о возможности наличия у него особого интереса, не совпадающего с интересами отдельных акционеров.

Государство, государственные и муниципальные образования (публично-правовые образования), будучи особыми субъектами права, выступают в системе корпоративных правоотношений с учетом особенностей их правового положения.

Как отмечалось в гл. VIIкурса, корпоративные права следует разделить на имущественные и неимущественные - организационно-управленческие права, которые в составе корпоративных отношений имеют самостоятельный характер и придают корпоративным правоотношениям ту особую специфику, которая позволяет отграничить их от других видов правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: § 1 гл. VIIкурса.

К имущественным правам участников корпорации относятся:

1) право на участие в распределении прибыли;

2) право на получение части имущества общества - ликвидационной квоты.

К организационно-управленческим правам участников корпорации относятся:

1) права, связанные с управлением делами общества;

2) права, связанные с осуществлением контроля над деятельностью органов управления общества и финансово-экономическим состоянием общества;

3) право на получение информации о деятельности общества.

В отдельную группу прав выделяются так называемые преимущественные права.

Приобретение государством прав и обязанностей акционера

Как уже отмечалось в первом параграфе настоящей главы, права акционера государство и иные публично-правовые образования приобретают через свои органы.

Применительно к Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

В соответствии с положением о Росимуществе оно, в частности, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

Особенно важные функции Росимущество осуществляет при реализации права на участие в управлении в корпоративных правоотношениях, реализуя также право на управление федеральной собственностью.

Особенности прав и обязанностей, принадлежащих государству

как акционеру

Рассмотрим лишь некоторые, наиболее важные особенности принадлежащих государству и иным публично-правовым образованиям прав в сфере корпоративных правоотношений, опираясь на вывод о том, что государство в корпоративных правоотношениях является таким же акционером, как и иные акционеры - физические и юридические лица, с той же совокупностью прав и обязанностей.

Имеющиеся особенности в правовом статусе государства и иных публично-правовых образований как акционеров не направлены на умаление прав и обязанностей иных акционеров.

Специальное право государства ("золотая акция")

Учитывая, что государство выражает общие, публичные интересы, в законодательстве закреплено специальное право государства ("золотая акция") для реализации этих интересов в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Именно в этих целях Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами (п. 1 ст. 38Закона о приватизации).

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов РФ принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем Российской Федерации, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ вправе в любое время осуществить замену соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии открытого акционерного общества.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

- о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

- реорганизации открытого акционерного общества;

- ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

- совершении открытым акционерным обществом указанных в гл. XиXIЗакона об АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют также право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Следует иметь в виду, что специальное право ("золотая акция") используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.

Решение о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, принявшими решение об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

Со специальным правом государства корреспондируются обязанности самого открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"). Оно, например, обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует обратить внимание также на то, что муниципальные образования не наделены законодателем специальным правом в отношении акционерных и иных хозяйственных обществ.

Право публично-правовых образований на сохранение доли

в уставном капитале открытых акционерных обществ

Учитывая, что государство и иные публично-правовые образования выражают публичные интересы, за ними закрепляется право на сохранение доли в уставном капитале открытых акционерных обществ.

Так, в соответствии со ст. 40Закона о приватизации при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования, в случае если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция.

При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25%, но не более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 25% голосов плюс одна голосующая акция.

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция.

При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50% голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом РФ и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50% голосов плюс одна голосующая акция.

Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ предусматривается и в случае размещения акций открытых акционерных обществ путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ. Так, увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, входящего в перечень стратегических предприятий и определение размера доли государства в уставном капитале указанного акционерного общества осуществляются по решению Президента РФ, а увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, которое создано в процессе приватизации и акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25% голосов на общем собрании акционеров, и определение размера доли государства в уставном капитале указанного общества осуществляются по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (ст. 40.1Закона о приватизации) <1>.

--------------------------------

<1> См.: информационное письмоПрезидиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 124 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами отдельных положений ст. ст. 40 и 40.1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 4.

Иные права и обязанности публично-правовых образований

В целях обеспечения прав и интересов государства и (или) иных публично-правовых образований, общества в целом законодатель предусмотрел применительно к ним также иные права и обязанности акционерных и иных хозяйственных обществ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 77Закона об АО, в случае если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества осуществляется советом директоров общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров общества решения об определении цены объектов.

В уполномоченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров общества решения об определении цены объектов, представляются:

- копия решения совета директоров общества об определении цены объектов;

- копия отчета оценщика об оценке, в случае если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик;

- иные документы (копии документов), содержащие информацию об определении цены объектов, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае если в соответствии с законом привлечение оценщика не является обязательным и оценщик не привлекался для определения цены объектов.

Уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 дней с даты получения указанных документов, вправе направить в общество мотивированное заключение.

При этом уполномоченный орган рассматривает представленные документы и осуществляет проверку на соответствие:

- отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;

- решения совета директоров общества об определении цены объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты, в случаях если в соответствии с Закономоб АО привлечение оценщика не является обязательным.

Заключение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке по иску общества.

В случае если уполномоченный орган не направил в общество заключение в установленный ст. 77Закона об АО срок, цена объектов признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Сделка, которая совершена обществом с нарушением установленного порядка или цена которой является недостоверной, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа в течение шести месяцев со дня, когда уполномоченный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе отказать в признании сделки недействительной, если обществом будет доказано, что допущенные нарушения не являются существенными и сделка не повлекла за собой причинение убытков обществу, государству и (или) муниципальному образованию <1>.

--------------------------------

<1> Приказом Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. N 168 утвержден Административный регламентпо исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции уполномоченного органа в случае, предусмотренном п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" // СПС "КонсультантПлюс".

В.Ю. Бакшинскас ставит вопрос о том, "насколько требуется детальное урегулирование этих отношений (отношений, урегулированных ст. 77Закона об АО. -Е.Г.) и недостаточно ли участия представителей государства в совете директоров и их голосования по вопросу одобрения сделок, их компетенции по определению рыночной цены сделки. В противном случае законодатель, устанавливая дополнительный государственный контроль за акционерным обществом, фактически принижает роль его совета директоров, роль представителей государства в совете директоров общества" <1>.

--------------------------------

<1> Круглый стол"Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы". С. 7.

Возможность признания государства лицом,

заинтересованным в совершении сделки

Особенности правового статуса государства и иных публично-правовых образований находят отражение в решении конкретных вопросов деятельности хозяйственных обществ с участием государства.

Так, А. Плотников отмечает следующее: "В практической деятельности акционерных обществ с участием в составе акционеров Российской Федерации неоднозначно решается вопрос о необходимости применения порядка, установленного для одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, когда под формальные признаки заинтересованного акционера подпадает государство. Одними юристами признается возможность признания акционера общества - Российской Федерации лицом, заинтересованным в совершении обществом сделки применительно к положениям главы XIФедерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", другими же такая возможность отрицается в принципе.

Сторонники признания государства-акционера заинтересованным в совершении обществом сделки в основном обосновывают свою позицию следующими доводами. В соответствии со ст. 8Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Пункт 1 ст. 124ГК РФ предусматривает применение к Российской Федерации норм, определяющих участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Признаки, установленные ст. 81Закона об АО для признания лица заинтересованным в совершении обществом сделки, применяются к государству на равных началах с иными субъектами гражданского права.Законне исключает применения требований к порядку совершения сделок с заинтересованностью в случае заинтересованности в ее совершении акционера - Российской Федерации. Данную позицию разделяет и ФСФР России (письмо от 30 ноября 2006 г. N 06-ВГ-03/19668)".

Сам автор предлагает обоснование вывода о неприменимости к отношениям с участием Российской Федерации положений о признании акционера заинтересованным в совершении обществом сделки.

"...Российская Федерация, - пишет А. Плотников, - не может иметь в совершении акционерным обществом сделки той заинтересованности (заинтересованности того рода, от которой призваны ограждать акционеров и само общество положения главы XIЗакона об АО).

Интересы государства, вступившего в гражданско-правовые (корпоративные) отношения, не перестают быть интересами публичными. Именно публичные интересы определяют (должны определять) смысл и цели участия государства в уставном капитале акционерного общества" <1>.

--------------------------------

<1> Плотников А. Когда интерес государственный // ЭЖ-Юрист. 2007. N 34. С. 12 - 13.

Следует согласиться с приведенным мнением: государство нельзя считать лицом, заинтересованным в сделке, поскольку это будет противоречить его роли и целям участия в хозяйственных обществах.

Обязанности государства как субъекта

корпоративных правоотношений

Следует отметить, что государство, будучи выразителем общих, публичных интересов, принимает на себя ряд дополнительных обязанностей.

Например, при возникновении задолженности акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности, по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды представители государства в органах управления этого акционерного общества обязаны:

- потребовать созыва заседания совета директоров общества и включения в установленном порядке в повестку дня заседания отчета единоличного исполнительного органа и (или) коллегиального исполнительного органа общества о размерах и причинах образования указанной задолженности и принимаемых мерах по ее погашению;

- принять в установленном порядке меры по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созвав при необходимости внеочередное общее собрание акционеров;

- включать вопросы о состоянии имеющейся задолженности и мерах по ее погашению, принимаемых органами управления акционерного общества, а также представителями государства в органах управления акционерного общества, в доклад об организационной и финансово-хозяйственной деятельности общества, представляемый в Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) и соответствующий отраслевой федеральный орган исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> ПостановлениеПравительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 "Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды" // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114.