§ 2. Реорганизация хозяйственных обществ
Понятие реорганизации
Реорганизация является особым правовым явлением, ей присущи черты, свойственные как процедуре учреждения юридических лиц, так и их ликвидации. С одной стороны, хозяйственное общество может быть создано не только путем учреждения вновь, но и в результате реорганизации уже существующего юридического лица. При этом главное отличие этих двух способов создания юридических лиц заключается в том, что к хозяйственному обществу, создаваемому в результате реорганизации, переходят права и обязанности его правопредшественников. При учреждении же вновь создаваемому обществу обязанности учредителей не передаются. С другой стороны, в результате реорганизации чаще всего происходит прекращение юридического лица, что сближает реорганизацию с ликвидацией. Однако в ходе ликвидации права и обязанности ликвидируемой организации не переходят в порядке правопреемства к иным лицам, что и отличает этот процесс от реорганизации.
Действующее законодательство не содержит официального определения понятия реорганизации, что породило в специальной литературе появление большого числа определений данного явления.
Некоторые авторы, учитывая, что в ходе процедуры реорганизации, как правило, происходит прекращение юридического лица, даже прибегают к помощи легального определения ликвидации, сводя реорганизацию к прекращению деятельности юридического лица <1>. Однако с данной позицией нельзя согласиться, потому что подобное определение не может быть использовано для всех случаев реорганизации (например, в ходе выделения прекращения юридического лица не происходит).
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" М.В. Телюкиной включен в информационный банк.
<1> См., напр.: Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 25; Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" (постатейный). М., 2005. С. 97.
Остается дискуссионным вопрос о том, является ли реорганизация сделкой. Отдельные исследователи выступают за подобную трактовку сути реорганизации <1>. Другие же считают, что реорганизация представляет собой не сделку, а юридический состав - совокупность юридических фактов, некоторые из которых действительно являются сделками <2>. Судебная практика, несмотря на свою неоднородность, в последнее время склоняется именно ко второй точке зрения <3>.
--------------------------------
<1> См.: Наумов О.А. О защите прав кредиторов при реорганизации должников // Арбитражная практика. 2001. N 7; Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. N 3.
<2> См.: Габов А., Федорчук Д. Реорганизация акционерных обществ // Журнал для акционеров. 2003. N 3. С. 33, 34; Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 17 - 19.
<3> См., напр.: ПостановлениеФАС Западно-Сибирского округа от 18 января 2005 г. по делу N Ф04-9453/2004(7734-А75-12);ПостановлениеФАС Уральского округа от 14 июля 2005 г. по делу N Ф09-2162/05-С3;ПостановлениеФАС Московского округа от 9 августа 2002 г. по делу N КГ-А41/5085-02.
Взяв за основу определение С.В. Мартышкина <1>, представляется возможным, несколько изменив его формулировку, представить следующее понятие реорганизации.
--------------------------------
<1> См.: Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 40 - 41.
Итак, реорганизация- это особая процедура, в ходе которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Как верно заметил А.В. Коровайко, существует две специфические сферы правоотношений по поводу реорганизации: "внутренняя", охватывающая лишь круг участников реорганизуемых субъектов; и "внешняя", отражающая связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учеб. пособие. М., 2001. С. 15.
Виды реорганизации
Согласно действующему законодательству (п. 1 ст. 57ГК РФ,п. 2 ст. 15Закона об АО,п. 2 ст. 51Закона об ООО) существуетпять видов реорганизации:
1) слияние - возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних(п. 1 ст. 16Закона об АО,п. 1 ст. 52Закона об ООО);
2) присоединение - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу(п. 1 ст. 17Закона об АО,п. 1 ст. 53Закона об ООО);
3) разделение - прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам(п. 1 ст. 18Закона об АО,п. 1 ст. 54Закона об ООО);
4) выделение - создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего(п. 1 ст. 19Закона об АО,п. 1 ст. 55Закона об ООО);
5) преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица(п. 5 ст. 58ГК РФ).
Необходимо отметить, что процесс реорганизации осуществляется на основании положений нескольких законодательных актов. Прежде всего это Гражданский кодексРФ,Законоб АО,Законоб ООО иЗаконо защите конкуренции.
В зарубежном законодательстве правовое регулирование процесса реорганизации чаще всего является предметом отдельного нормативного акта. Это обстоятельство, а также наличие неразрешенных законодательных противоречий и недоработок и послужили причиной появления точки зрения о необходимости принятия специального закона, который регулировал бы процесс реорганизации <1>. В России даже был разработан специальный законопроект, посвященный указанному институту <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Бакулина Е.В. Совершенствование правового регулирования реорганизации хозяйственных обществ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 94.
<2> ПроектФедерального закона N 424549-4 "О реорганизации коммерческих организаций" (внесен в Госдуму 27 апреля 2007 г. рядом депутатов ГД, снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектами законодательной инициативы 6 ноября 2007 г.). См.: http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=424549-4.
Имеет смысл сравнить позиции сторонников и противников единого закона о реорганизации. Авторы законопроекта в пояснительной запискеотмечали, что он учитывает тенденции развития корпоративного законодательства Европейского союза. При этом делалась ссылка на единый закон о реорганизации, действующий в Германии, который содержит эффективные нормы, устанавливающие требования к раскрытию информации при проведении реорганизации, судебный порядок предъявления требований кредиторов и акционеров к реорганизуемой организации, солидарную ответственность реорганизованных юридических лиц.
Современное же российское законодательство, по мнению разработчиков проекта, фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразным. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, и как следствие, создают возможности для оспаривания реорганизации, тем самым дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.
Что характерно, даже противники упомянутого законопроектаполагали, что причины его появления были небезосновательны и фактически обусловлены имеющимися проблемами правового регулирования. В частности, В.А. Белов и П.В. Шевцов отмечали, что "в России выстроена система законодательных источников регулирования реорганизации юридических лиц, отталкивающаяся "от реорганизуемого лица", причем со смещением акцентов в детализации и конкретизации регулирования на нормы специального законодательства. Сугубо прагматическая направленность такой системы и обусловленные ею достоинства не смогли нивелировать ее не менее очевидных изъянов, а именно: 1) полное отсутствие нормативного внимания к вопросам, вызываемым возникновением юридических лиц в результате реорганизации, и 2) откровенный дефицит норм, регламентирующих реорганизацию как таковую, безотносительно к организационно-правовой форме реорганизуемого лица" <1>.
--------------------------------
<1> Белов В.А., Шевцов П.В. Проблемы реорганизации и ликвидации корпораций (на примере хозяйственных обществ) // Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 479.
Следует сказать, что появление предложения о едином законе о реорганизации довольно прохладно было встречено академической общественностью, что во многом и предопределило его судьбу. Так, Е.А. Суханов по этому поводу высказал следующее мнение: "Никакого общего закона о реорганизации коммерческих организаций, конечно, не требуется. Завтра кому-то захочется издать закон об учреждении юридических лиц, затем о ликвидации юридических лиц. Послезавтра будет закон о реорганизации некоммерческих организаций. И тогда всю четвертую главуГК можно просто выбрасывать. Зачем это нужно, если у нас есть специальные законы об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц для детального регулирования их статуса, а для общих положений - Гражданскийкодекс? Хорошо, пока затронуты только юридические лица. Но аппетит же приходит во время еды, и тогда завтра появится закон о порядке исполнения обязательств, потом об обеспечении исполнения обязательств как общий закон. Кроме того, в эти законы постоянно будут вноситься изменения, и о стабильности гражданского законодательства уже можно будет не говорить. Мне представляется, что этот шаг и ненужный, и опасный" <1>.
--------------------------------
<1> Суханов Е.А. Из практики работы Советапо кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации // Вестник гражданского права. 2007. N 1; СПС "КонсультантПлюс". Заметим, что впроектечасти первой ГК РФ реорганизация юридических лиц рассматривается достаточно подробно.
Реорганизация хозяйственных обществ может проходить как в добровольном,так и впринудительномпорядке.
В первом случае реорганизация общества осуществляется на основании решения его акционеров (участников) и проходит в любой из перечисленных выше форм (п. 1 ст. 57ГК РФ). Во втором же реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может осуществляться исключительно в форме разделения или выделения (абз. 1 п. 2 ст. 57ГК РФ).
В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.
Реорганизация общества является серьезным и ответственным шагом со стороны акционеров (участников), ведь в результате выбора новой формы ведения бизнеса подвергаются существенному изменению многие аспекты деятельности компании.
Добровольная реорганизация
Как правило, добровольная реорганизацияхозяйственных обществ может осуществляться по следующим причинам.
- Московский государственный университет
- 1. Нормативные правовые акты и материалы судебной практики
- 2. Официальные издания
- 3. Государственные органы
- Глава I. Общие положения корпоративного права
- § 1. Понятие корпоративного права
- § 2. Корпоративные правоотношения
- § 3. Источники корпоративного права
- § 4. Место корпоративного права в системе российского права
- Глава II. История развития зарубежного и российского корпоративного законодательства
- § 1. История развития зарубежного
- § 2. История развития российского
- Глава III. Виды корпораций и корпоративных объединений, участвующих в предпринимательской деятельности
- § 1. Хозяйственные общества
- 1.1. Общие положения
- 1. По виду и размеру ответственности участников по долгам организации.
- 2. По составу участников.
- 3. По возможности и последствиям изменения состава участников.
- 4. По организации деятельности.
- 5. По характеру правового регулирования.
- 1.2. Акционерное общество
- 1.3. Общество с ограниченной ответственностью
- 1.4. Общество с дополнительной ответственностью
- § 2. Хозяйственные партнерства
- § 3. Производственный кооператив
- § 4. Крестьянское (фермерское) хозяйство
- § 5. Некоммерческие организации, созданные
- 5.1. Правовое регулирование некоммерческих организаций
- 5.2. Корпоративные формы некоммерческих организаций
- 5.2.1. Ассоциация (союз)
- 5.2.2. Некоммерческое партнерство
- § 6. Корпоративные объединения
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Холдинг
- 6.3. Простое товарищество
- Глава IV. Создание и прекращение хозяйственных обществ
- § 1. Учреждение хозяйственных обществ
- § 2. Реорганизация хозяйственных обществ
- 1. Необходимость повышения эффективности управления компанией.
- 2. Приобретение новых активов.
- 3. Объединение активов компаний для достижения наилучших результатов.
- 4. Повышение инвестиционной привлекательности компании.
- 5. Решение проблемы миноритарных акционеров.
- 6. Приватизация государственного или муниципального имущества.
- 1. В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.
- 3. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.
- I. Слияние и присоединение
- II. Разделение и выделение
- 1. Заседание совета директоров общества.
- 2. Проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
- 3. Государственная регистрация вновь образованных компаний.
- III. Преобразование
- 1. Заседание совета директоров компании.
- 2. Проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
- IV. Изменение типа акционерного общества
- § 3. Ликвидация хозяйственных обществ
- Глава V. Правовой режим уставного капитала хозяйственных обществ
- § 1. Понятие, функции и структура
- 1. Распределительная функция.
- 2. Материально-обеспечительная функция.
- 3. Гарантийная функция.
- § 2. Правовой режим акции
- § 3. Правовой режим доли участия в уставном капитале
- § 4. Изменение размера уставного капитала
- 4.1. Увеличение размера уставного капитала
- 4.2. Уменьшение размера уставного капитала
- Глава VI. Возникновение и прекращение прав акционеров (участников) хозяйственных обществ
- § 1. Возникновение прав акционеров (участников)
- § 2. Правовое регулирование перехода
- § 3. Прекращение прав акционеров (участников)
- Глава VII. Корпоративные права и обязанности акционеров (участников)
- § 1. Корпоративные права акционеров (участников)
- § 2. Соглашения акционеров
- § 3. Обязанности акционеров (участников)
- Глава VIII. Корпорации на рынке ценных бумаг
- § 1. Значение рынка ценных бумаг для развития корпораций
- 1. В зависимости от того, что является предметом отношений между участниками рынка ценных бумаг, выделяют:
- § 2. Корпоративные ценные бумаги
- § 3. Правовое регулирование эмиссии
- Глава IX. Правовое обеспечение корпоративного управления
- § 1. Понятие и сущность корпоративного управления
- § 2. Органы хозяйственных обществ:
- § 3. Общее собрание акционеров (участников)
- § 4. Совет директоров (наблюдательный совет)
- § 5. Исполнительные органы хозяйственного общества
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Единоличный исполнительный орган
- 5.3. Особенности передачи полномочий
- 5.4. Коллегиальный исполнительный орган
- § 6. Особенности корпоративного управления
- § 7. Особенности корпоративного управления
- § 8. Система контроля
- Глава X. Правовое регулирование экономической зависимости хозяйственных обществ
- § 1. Правовое регулирование аффилированности
- § 2. Правовое регулирование группы лиц
- § 3. Антимонопольный контроль
- § 4. Правовое регулирование экономической зависимости
- Глава XI. Участие государства в корпоративных правоотношениях
- § 1. Государство и иные публично-правовые образования
- § 2. Правовой статус государства и иных публично-правовых
- § 3. Особенности реализации государством права на участие
- 3.1. Реализация государством права на участие
- Глава XII. Особенности правового положения корпораций в отдельных сферах предпринимательской деятельности
- § 1. Особенности правового положения корпораций
- § 2. Особенности правового положения корпораций
- § 3. Особенности правового положения корпораций
- Глава XIII. Экстраординарные сделки, совершаемые в хозяйственных обществах
- § 1. Правовой режим крупных сделок
- § 2. Правовой режим сделок,
- Глава XIV. Правовой режим приобретения крупных пакетов акций
- § 1. Приобретение крупных пакетов акций:
- § 2. Процедура приобретения крупных пакетов акций
- Глава XV. Правовое регулирование ответственности в хозяйственных обществах
- § 1. Понятие и значение ответственности
- 1. К ответственности в хозяйственных обществах привлекаются участники корпоративных правоотношений.
- 2. Ответственность в хозяйственных обществах устанавливается нормами различных отраслей права.
- § 2. Ответственность хозяйственного общества как корпорации
- § 3. Ответственность акционеров (участников)
- 1. Наличие неисполненной обязанности акционера (участника) по оплате приобретенных им акций (долей) как основание ответственности.
- 2. Ответственность акционеров (участников) носит солидарный характер.
- 3. Акционер (участник) несет ответственность по любым обязательствам общества.
- § 4. Ответственность членов органов управления
- 1. Противоправный характер поведения.
- 2. Наличие вреда (убытков).
- 3. Причинная связь между противоправным поведением и вредом (убытками).
- 4. Вина.
- 1. Принцип лояльности управляющих.
- 2. Принцип добросовестности и разумности.
- Глава XVI. Защита прав и законных интересов участников корпоративных правоотношений
- § 1. Виды корпоративных конфликтов и корпоративных споров
- 2. Противоправное поведение лиц, осуществляющих рейдерскую деятельность, может выражаться как в виде действия, так и в виде бездействия.
- 3. Целью рейдерской деятельности является установление управленческого контроля над юридическим лицом и (или) приобретение прав на принадлежащее этому лицу имущество.
- 4. Рейдерская деятельность сопровождается причинением вреда гражданам, юридическим лицам, а также публично-правовым образованиям.
- 1. Права, связанные с осуществлением процесса управления обществом.
- 2. Право на защиту участников корпоративных правоотношений.
- 3. Право на информацию.
- § 2. Формы и способы защиты прав акционеров (участников)
- 2.1. Восстановление и прекращение прав,
- 2.2. Споры, связанные с восстановлением
- 2.3. Иски о возмещении убытков
- 2.4. Обжалование решений органов управления обществом
- 1. Решение может быть обжаловано только акционером (участником).
- 2. Акционер (участник) должен доказать, что обжалуемым решением нарушены требования гк рф Закона об ао (ооо), иных правовых актов рф или устава общества.
- 2.5. Иски членов органов управления
- 2.6. Оспаривание акционерами (участниками) сделок,
- 2.7. Иные способы судебной защиты
- 2.8. Отчуждение акций (долей участия)
- Глава XVII. Корпоративные формы предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- § 1. Понятие и виды корпораций
- 1.1. Торговые товарищества (общества)
- 1.2. Некоммерческие организации корпоративного типа
- 1.3. Корпоративные объединения
- 1.3.1. Объединения горизонтального типа
- 1.3.2. Объединения вертикального типа (холдинги)
- § 2. Особенности управления корпорациями за рубежом
- § 3. Актуальные проблемы правового регулирования
- 3.1. Расширение возможностей
- 3.2. Реформа персонального состава
- 3.3. Вопрос адекватности денежных выплат менеджерам