logo
шиткина

3.2. Реформа персонального состава

органов управления корпораций

Не следует полагать, что забота зарубежных исследователей о персональном составе органов управления является всего лишь очередной данью моде, своеобразной политкорректной попыткой угодить либеральной части западного общества. На самом деле рассмотрение вопроса о включении в состав управленческих органов представителей различных демографических групп имеет под собой вполне разумное объяснение. Противники однородных органов управления <1> полагают, что подобная ситуация ведет к нарушению независимости этих органов. Кроме того, однородный состав органов управления осознанно или нет приводит к негативным последствиям группового мышления: чрезмерные самоуверенность, прямолинейность мышления и сильное давление внутри группы в целях выработки единой позиции <2>.

--------------------------------

<1> Очевидно, большинство наблюдательных советов и правлений состоит из пожилых белых мужчин. Как отмечается в статье Дугласа Мак-Интайра, эта ситуация особенно не изменилась за прошедшее десятилетие и вряд ли изменится в ближайшие десять лет (см.: McIntyre D.A. Old White Men Keep Grip On Corporate Board Room. 2010. March 19 // (http://247wallst.com/2010/03/19/old-white-men-keep-grip-on-corporate-board-room/).

<2> A comparison of gender diversity in the corporate governance codes of France, Germany, Spain, The Netherlands and the United Kingdom // April 2010. http://ssrn.com/abstract=1585280. P. 3.

Обратимся к статистике. Согласно имеющейся информации в США женщины занимали всего лишь 14,8% мест в органах управления компаний, входящих в рейтинг Fortune500. Хуже обстоят дела Австралии - 8,7%, Канаде - 10,6%, Европе - 8% и тем более Японии - 0,4% <1>!

--------------------------------

<1> Цит. по: Adamsa R.B., Ferreira D. Women in the boardroomand their impact on governance and performance // March 2008 (http://ssrn.com/abstract=l107721).

Согласно данным, обнародованным в 2007 г., всего лишь 27 компаний из списка FTSE100 имели в составе своих органов управления представителей этнических меньшинств <1>.

--------------------------------

<1> Dr. Sealy R., Doldor E. and Susan prof. Vinnicombelnternational Increasing diversity on public and private sector boards. Part 1. How diverse are boards and why? // October 2009. http://www.equalities.gov.uk/pdf/299150_GEO_RSF_Cranfield_acc3.pdf.

Стремление повысить эффективность компаний стало причиной нормативной мотивации компаний включать в состав своих органов управления представителей различных демографических групп, что получило название "разнородность органов управления" (diversity of the boards). Например, в пп. 5.4.1 Кодекса корпоративного управления Германии (с поправками от 18 июня 2009 г.) <1> отмечается, что при формировании наблюдательного совета должен учитываться принцип разнородности. Аналогичный принцип должны соблюдать уже члены наблюдательного совета при назначении правления (пп. 5.1.2). Квоты на участие женщин в органах управления корпораций установлены в Норвегии (2003), Испании (2007), Франции (2011) <2>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.ecgi.org/codes/documents/cg_code_germanyjune2009_en.pdf.

<2> По сообщению информационного агентства Reuters(www.reuters.com).