logo search
TGP

105. Влияние глобализации на развитие права и государства.

Глобализация (от англ. Global - мировой, всемирный) - загальноцивили-зационно процесс, оказывает огромное влияние на политические и другие сферы человеческого бытия. Вышеуказанный срок в 60-х годах XX ст. ввели в науку известные теоретики Римского клуба Э. Ласло, Д. Медоуз, М. Мисарович, А. Леччет и др..

Процесс глобализации способствует взаимосвязи всех стран и этнонациональных сообществ, «спрессовывает» мир в единое целое, влияет на континенты и цивилизации.

Основные пути и перспективы дальнейшего развития государства оказываются в трех разновидностях теории глобализации

- Мондиализм (И. Кант, А. Богданов и др.). - Предполагает слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ;

- «Золотой миллиард» (Ж. Атала, Г. Киссинджер и др..) - Современная европоцентристские версия концепции «богоизбранного народа», согласно которой обеспечение существования на планете может быть гарантированным только для миллиарда людей из наиболее развитых стран, в то время, как всем остальным странам предлагается быть сырьевым придатком и поставщиком дешевой рабочей силы для обслуживания интересов транснациональных компаний. Согласно этой теории планета может погибнуть от экологических перегрузок. Следствием реализации такой теории становится мировой дифференциация на страны постиндустриального центра, индустриальной полупериферии и аграрной периферии. Такова мировая дифференциация сегодня и является той глобализацией, против которой действует антиглобалистское движение;

- Теория конвергенции (Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин, А. Сахаров и др.)., Согласно которой в условиях научно-технической революции теряется разница между капитализмом и социализмом, происходит «обмен» (конвергенция) между государствами, каждое из которых заимствует лучшее. Вследствие этого происходит сближение государств по их сути, формами деятельности, организацией и т.п.. Это должно привести к тому, что через некоторое время различия потеряются и возникнет «постиндустриальная держава» единого типа, которая будет государством «всеобщего благоденствия».

Под влиянием глобализации происходят серьезные изменения во всей структуре общества и государства.

3 взгляда глобализма государство в новой реальности не будет больше доминирующей силой на мировой арене. Государства, с этой точки зрения, теряют свою национальную идентичность. Происходит эрозия внутреннего суверенитета и ограничения национального (государственного) суверенитета.

Как результат неоднозначного понимания и толкования причин и последствий глобализационных процессов возникло несколько теорий относительно ограничения государственного суверенитета в условиях глобализации. Одни из них отстаивают потерю суверенными государствами своих функций по управлению социальными и политическими процессами как внутри страны, так и за ее пределами в соответствии с другими глобализация не вносит качественно новых изменений в сложившуюся международную структуру, где суверенные государства, как и раньше, являются главными актерами . При этом по-разному оцениваются масштабы и характер явления «размывания» суверенитета.

Глобализация мультиплицирующей процессы государства, интенсифицирует увеличение количества государств. Если после Второй мировой войны в условиях, когда создавался современный правопорядок, в мире было всего 50 государств, то сейчас в ООН представлены 190 (40 - не представлены). Бытует мнение, что в XXI в. крупные национальные государства столкнутся с растущей проблемой сепаратизма, прежде всего, на национальной основе. В обоснование этого весьма спорного утверждения приводятся следующие аргументы: из официальных 309 сухопутных границ 52 (17%) являются спорными; из 425 морских границ 160 (38%) является предметом спора.

В эпоху глобализации увеличивается количество негосударственных субъектов, которые осуществляют функции, которые раньше были сферой государственной деятельности. В экономической сфере мощность транснациональных корпораций превышает возможности правительств даже среднеразвитых стран. Возникает огромное количество международных неправительственных организаций (МНО) - религиозных, правозащитных, благотворительных, экологических и т.д., - которые оказывают влияние на общественное мнение, на формирование политики, на принятие законов. Одновременно глобализация вывела на авансцену общепланетарного масштаба новых субъектов, среди которых свою «нишу» заняли террористические организации.

Под влиянием глобализации происходит изменение характера и содержания государственной деятельности. Государства все больше занимаются глобальными проблемами - преступность, изменение климата, «озоновые дыры», образованию пустынь, выбросы углекислого газа, эпидемии, бедность.

Итак, в условиях глобализации в современной государства не только модернизируются прежние, но и возникают новые функции.

В контексте основных тенденций глобализации и обеспечения устойчивого развития за национальным государством все же сохраняются центральные позиции и преимущества в решении таких задач, как: а) национальная безопасность, включая борьбу с международным терроризмом, трансграничной преступностью б) предоставление социальных услуг в) регулирование рынка г) контроль над добычей природных ресурсов г) регулирование миграции д) решение межэтнических проблем и т.д.. Стратегия национальных государств в поисках адекватных ответов на вызовы глобализации основывается на активном участии в региональном и глобальном интеграционных процессах. Изоляционизм и наступательный интервенционизм являются ошибочными векторами развития национальных государств в условиях глобализации.

Одним из важных аспектов современной мировой глобализации процессы универсализации в сфере права и государства. Глобализация существенно влияет на трансформацию, изменения и модернизации государственно-правовых институтов, норм и отношений всемирном, макрорегиональном и внутринациональных уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в сфере права, организации и функционирования государства. Современная глобализация (включая и юридическую глобализацию как ее важную составляющую) - при всех особенностях ее содержания, специфических свойствах, характеристиках и т.д. - является определенным новой ступенью в дальнейшем универсализации всемирной истории человечества и земной цивилизации.

В общих тенденциях глобализации наблюдаются углубление и развитие государственно-правовой универсализации на национальном и международном уровнях, что отражается в процессах современной региональной интеграции государств в различных частях мира.

Примером такой интеграции государств выступает ЕС. Опыт изменениям во внешнеполитической деятельности стран-членов ЕС показывает, что результатами реализации общеевропейского интеграционного процесса выступили: в политической сфере - институционализация структур управления и закрепление их полномочий в базовых соглашениях, формализация уровней сотрудничества, формирования механизма совместных политик; в социально-экономической сфере - реализация задач интеграционного процесса: общий рынок, экономико-валютный союз, правовое закрепление отраслевого сотрудничества; в сфере обеспечения прав человека-начала института гражданства ЕС, принятие Хартии ЕС об основных правах и т.д.; в сфере охраны правопорядка - установление в нормах права ЕС общих принципов и стандартов уголовной ответственности за определенные нарушения (торговля людьми, терроризм, введение европейского ордера на арест и т.д.). Среди результатов следует также учитывать тот факт, что в рамках ЕС наднациональные структуры в координации политики сотрудничества, сугубо экономических проблем, решение задач политики «выравнивания» показателей экономико-социального развития перешли к формированию европейской политики, прежде всего в рамках Общей внешней политики и политики безопасности.

Однородность, стандартизация и тотальная унификация является для национального государства еще одним вызовом. По мнению Э. Смита, это приводит к умышленному «Очернение» культур и обычаев всех групп, кроме доминирующего «гражданского общества», что является причиной для возникновения кризиса национального государства в условиях мировой интеграции и глобализации.

Интеграция и раздробленность, глобализация и териториализация - это взаимодополняющие процессы. Это две стороны одного процесса: процесса перераспределения суверенитета, власти и свободы действий в мировом масштабе, катализатором (но ни в коей мере не причиной) которого стал радикальный скачок в развитии технологий, связанных со скоростью.

Глобализация является продуктом человеческой цивилизации, определенным этапом ее развития, когда государственные границы отдельных стран стали тесными для развития их национальных экономик, а переплетение связей между экономическими субъектами различной национальной принадлежности привело к образованию глобальных (мировых) рынков и выявило высокую степень взаимной политической и экономической зависимости многих стран. Глобализация является чрезвычайно комплексным многогранным явлением, которое, без преувеличения, определяет лицо современного мира. Государства и нации, корпорации и личности каждого дня пользуются плодами глобализации и вынуждены платить за это соответствующую цену - вызовы глобализации становятся все острее, а на поиск адекватных решений отводится все меньше времени.

Сегодня Украина, как и многие другие страны так называемого «третьего мира», стоит перед нелегким выбором: принять вызовы глобализации и включиться в жесткую конкуренцию на мировых рынках, или спрятаться на периферии глобализационных процессов, ограничить доступ иностранных товаров и капитала на внутренний рынок и строить капитализм "по-украински».

Что касается процесса интеграции Украины в мировую эпоху глобализации, то необходимо отметить основные, на наш взгляд, аспекты препятствующих его эффективному осуществлению: низкий уровень технологического развития; расслоение общества, отсутствие четко определенной внутренней и внешней политики государства; коррупция в органах государственной власти вследствие ее сочетание с интересами собственности и бизнеса.

Поэтому основой вхождения Украины в мировых глобализационных система должна быть четко выработана и внедрена в жизнь посредством правовых средств стратегия развития национального государства с требованием соблюдения основных прав человека.

Итак, глобализация - это необратимый процесс, сопровождающийся существенными воздействиями на все сферы жизнедеятельности человека и общества, в том числе и на национальное государство.

Глобализация является серьезным вызовом для национального государства, что ставит под сомнение вопрос суверенитета и осуществление ее основных задач и функций.

Однако говорить об ослаблении роли национального государства, а тем более о ее отмирании пока еще рано. Национальное государство и глобализация объективно-совместимыми явлениями. Глобализация не ликвидирует национальное государство, а способствует оптимизации объема и предоставляет нового качества тем задачам и функциям, которые стоят перед ней. Она ставит перед государством гораздо более высокие требования, диктуемые интересами социально-экономического развития, стабильности, поддержания мира и безопасности. Вместе с тем, без активной роли национального государства глобализационные процессы могут утратить свою динамику и исторический смысл, поскольку основой прогресса развития глобализации национальные государства. Ответом на вызовы глобализации становится консолидация и интеграция государств, их активное участие в решении глобальных проблем.