logo search
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

4. Функции, принципы и задачи административного права

Функции – основные направления деятельности. У многих отраслей они одинаковы.

Функции административного права.

3 из них созвучны с функциями всего российского права, в них проявляется сущность права.

1. Правотворческая.

а) издание в рамках отрасли определённой группы нормативно-правовых источников, в которых фигурируют правовые нормы (т.к. в жизни появляются новые связи, которые следует узаконить)

б) видоизменение действующих норм

в) отмена действующих правил

В правотворческой деятельности участвуют все представительные органы, органы исполнительной власти (от Правительства РФ до районной администрации), отдельные должностные лица (ректор ТГУ), в рамках местного самоуправления – мэрия (правила проезда, поведения и др.)

2. Правоисполнительная.

Реализуется в правовых источниках, не содержащих общие правила поведения – в актах применения права. Акты применения права издаются на базе норм права, они позволяют перевести общие предписания в рамки исполнения.

Правоисполнительной деятельностью занимаются все должностные лица и те же органы, что и правотворческой деятельностью.

3. Правоохранительная.

Эта функция по масштабу меньше первых двух, т.к. не всякая норма нарушается.

При нарушении норм административного права применяются правовые меры:

а) юридическая ответственность

б) штраф

в) принятие мер по возмещению ущерба

г) привинтивные меры

Эти функции дают возможность узаконить появление новых отношений, убрать то, что себя изжило, изменить в соответствии со временем.

4. Организационная (организация – форма деятельности).

Заключается в создании необходимых условий, регулировании того, что происходит на базе этих условий (финансирование, распределение, составление расписания). Это даёт возможность обеспечить решение важных задач.

5. Координационная.

Это элемент руководства с применением власти одного субъекта по отношению к другому. Например, у Правительства РФ в подчинении другие органы, министерства, которым оно предписывает решать какие-либо общие задачи.

Это власть не субординационная (хотя иногда и бывает), довольно относительная.

Например: Министерство образования – ВУЗы, у военных министерств тоже есть свои учебные заведения, которым Министерство образования даёт общие указания. Это координация без применения прямой власти. Для одного органа это главная деятельность, а для другого – попутная.