logo search
Экзамен / АП

59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение оп­ределенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на опреде­ленном уровне, основная функция которых состоит в руководстве ра­ботами по стандартизации.

 

Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

 

Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими феде­ральными органами исполнительной власти в пределах их компетен­ции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т.е. создавать техни­ческие регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль техничес­ких регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Миноб­разования России.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как на­ционального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

— утверждает национальные стандарты;

—принимает программу разработки национальных стандартов;

— организует экспертизу проектов национальных стандартов;

— обеспечивает соответствие национальной системы стандартиза­ции интересам национальной экономики, состоянию материально-тех­нической базы и уровню научно-технического прогресса;

— осуществляет учет национальных стандартов, правил стандарти­зации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступ­ность заинтересованным лицам;

—создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

— организует опубликование национальных стандартов и их рас­пространение;

— участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;             

—представляет РФ в международных организациях, осуществляю­щих деятельность в области стандартизации;

—утверждает изображение знака соответствия национальным стан­дартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта отно­сятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на терри­тории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхне­волжский ЦСМ, в Екатеринбурге —Уральский ЦСМ).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на опреде­ленных уровнях управления—государственном, отраслевом, предпри­ятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) —головной инсти­тут в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ серти­фикации продукции (ВНИИС)—головной институт в области серти­фикации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комп­лексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — го­ловной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической инфор­мации, стандартизации научно-технической терминологии. Федераль­ный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в ус­тановленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам ко­пиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-техни­ческий потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт—продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее—ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК не­сут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заклю­ченными договорами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК.

В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого иму­щества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действу­ющего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министер­ства экономического развития и торговли Российской Федерации, в частности Управления внутренней торговли и общественного питания; Госстандарта России; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отрас­лях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделе­ния (службы) стандартизации министерств (и других органов государ­ственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в со­ответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют науч­но-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Органы управления государственным имуществом

Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной полити­ки в области приватизации и управления государственным имущест­вом и координирующим деятельность иных федеральных органов ис­полнительной власти в области управления и распоряжения федераль­ной собственностью. Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению го­сударственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.**

* СЗ РФ. 1998. №1. Ст. 144.

** СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4930.

Министерство имеет свои территориальные органы в субъектах Фе­дерации. Его основные задачи:

реализация на основе законодательства РФ государственной поли­тики приватизации государственных и муниципальных предприятий, объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями;

управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории страны и за рубежом;

осуществление межотраслевой и межрегиональной координации деятельности в сфере приватизации государственного имущества, уп­равления и распоряжения федеральной собственностью;

участие в создании инфраструктуры фондового рынка, обеспечи­вающей процессы приватизации в реализации государственной поли­тики в области привлечения инвестиций;

принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, осуществление необходимых преобразо­ваний их организационно-правовой формы и передачи свидетельств о праве собственности на них для продажи Российскому фонду феде­рального имущества;

издание нормативных актов, регулирующих процесс приватизации, и др.

Министерство наделяет унитарные предприятия имуществом, от­носящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы рас­поряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

Согласно постановлению Правительства от 5 января 1998 г.*, Мингосимущество России в отношении находящихся в федеральной соб­ственности административных зданий, сооружений и нежилых поме­щений осуществляет: закрепление их на праве оперативного управле­ния или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление на праве хозяй­ственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу в аренду иным организациям по договору.

* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 264.

В соответствии с постановлением Правительства от 24 июня 1998 г.* решения о высвобождении военного имущества также принимает Мингосимущество по представлению федеральных органов исполни­тельной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

* СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3080.

Постановлением Правительства от 30 июня 1998 г.* утвержден план поступления в федеральный бюджет доходов от использования феде­рального имущества на 1998—2000 годы. На Мингосимущество возло­жена координация деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти по выполнению плана и контроль за своевременным и полным его выполнением.

* СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3200.

Мингосимущество ведет реестр показателей экономической эф­фективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых нахо­дятся в федеральной собственности, а также осуществляет методичес­кое и программное обеспечение работ по ведению реестра, организа­цию защиты информации, контроль за ведением отраслевых и терри­ториальных баз данных. Эта функция возложена на Министерство по­становлением Правительства от 11 января 2000 г.* в целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики.

* СЗ РФ. 2000. №3. Ст. 274.

Приватизацию имущества, находящегося в собственности субъек­тов Федерации и местных органов государственной власти, организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствую­щих органов государственного управления, местной администрации. Функции комитета определены Типовым положением о нем, утверж­денным Указом Президента от 14 октября 1992 г.* Комитеты вправе проводить приватизацию, оформлять договоры аренды, запрашивать всю необходимую документацию, выступать представителем фонда имущества.

* Ведомости РФ. 1992. № 43. Ст. 2430.

Мингосимуществу России подотчетен Российский фонд федераль­ного имущества, который является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим функции по приватизации передан­ных ему объектов федеральной собственности*. Для этого Фонд реали­зует специальные коммерческие и организационно-контрольные функции: осуществляет продажу объектов приватизации, так как на него возложены полномочия продавца федерального имущества; обес­печивает перечисление в бюджет полученных за проданное имущество денежных средств; осуществляет контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи.

* САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4937.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и бан­кротству (ФСФО России) — федеральный орган исполнительной влас­ти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные зако­нодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Федеральная служба осуществляет возло­женные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих терри­ториях. Основными задачами федеральной службы, согласно Положе­нию о ней, утвержденному постановлением Правительства от 1 июня 1998 г.*, являются:

* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2546.

проведение государственной политики по предупреждению бан­кротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособ­ных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

исполнение полномочий государственного органа по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномочен­ного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора по денежным обяза­тельствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа фи­нансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.

Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федера­ции создан в целях повышения эффективности организации принуди­тельного исполнения судебных решений, а также актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организа­ций. Основной задачей этого специализированного государственного учреждения, согласно Положению о нем, утвержденному постановле­нием Правительства от 6 января 1998 г.*, является реальная оценка иму­щества и дальнейшая его реализация с целью пополнения казны. Дол­говой центр работает не с государственными предприятиями, а с пред­приятиями, в которых есть частный капитал. Причем в первую очередь на торги выставляются не производственные комплексы, а предметы роскоши, которые имеются у любой коммерческой структуры. Свои задачи Центр осуществляет непосредственно либо через территориаль­ные отделения (филиалы, представительства) или организации, наде­ленные правами и функциями Центра.

* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 267

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 27 августа 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Структурными подразделениями центрального аппарата министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности. Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также совместно с МИДом России - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.

Наряду с этим Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: государственное регулирование внешнеторговой деятельности; регулирование оценочной деятельности; проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством ограничений на экспорт и импорт товаров. Оно также осуществляет контроль за проведением конкурсов по размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения.

Министерству предоставлены полномочия вносить в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства.

Самостоятельно министерство принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:

перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;

состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц;

план-график выполнения работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год;

порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, а также определяющие другие вопросы.

В Постановлении Правительства "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерация" от 7 апреля 2004 г. <*> и Положении о нем содержится подробный перечень вопросов, по которым министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство проекты соответствующих нормативных правовых актов.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1480.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право: осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов; привлекать для проработки вопросов, отнесенных к его сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные и совещательные органы, учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности.

Федеральная таможенная служба (ФТС России), согласно Положению о ней, утвержденному Постановлением Правительства от 21 августа 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.

Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через таможенные органы и свои представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Положением о ФТС России подробно определены ее полномочия в установленной сфере деятельности. Служба, в частности:

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных платежей, принимает меры по их принудительному взысканию;

обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

осуществляет ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение, дознание и производство неотложных следственных действий, осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: по согласованию с Минэкономразвития России создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты и специализированные таможенные органы, определять регион деятельности таможенных органов, утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

Нормативное правовое регулирование в сфере таможенного дела осуществляет Минэкономразвития России. Оно принимает нормативные правовые акты, определяющие, например:

порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также реестра объектов интеллектуальной собственности;

порядок контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств - совместно с Минфином России;

форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций, а также других нормативных правовых актов, перечисленных в Положении о Минэкономразвития России.

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 23 июля 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3263.

В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден Правительством. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Росрезерв осуществляет следующие полномочия:

проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

организует формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану;

осуществляет контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием.

Росрезерв осуществляет управление системой государственного материального резерва; экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке, а также осуществляет иные полномочия, указанные в Положении о нем.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Положение о нем утверждено Постановлением Правительства от 19 августа 2004 г. <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3554.

Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Оно наделено следующими полномочиями:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

организует создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности; проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; подготовку землеустроительных материалов для установления Государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Федерации и муниципальных образований; осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

Соответствующие должностные лица и специалисты Агентства и его территориальных органов, ведающие вопросами государственного земельного контроля, являются соответственно главными государственными инспекторами Российской Федерации, ее субъектов, города или района по использованию и охране земель.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 27 ноября 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

Агентство реализует свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные ему организации.

Агентство наделено следующими полномочиями в установленной сфере деятельности:

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждение) федерального имущества;

осуществляет учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки;

организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;

приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Федерации и в муниципальную собственность;

принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета;

подготавливает и представляет в Минэкономразвития России проект программы приватизации федерального имущества на соответствующий год и предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, проекты решений Правительства о назначении представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ;

осуществляет в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование сделок с недвижимым имуществом и согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях;

принимает решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации;

осуществляет мероприятия по подготовке федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации;

разрабатывает и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества;

принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или готовит предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона, а также осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом, указанные в Положении об Агентстве.

Российский фонд федерального имущества (РФФИ), согласно его Уставу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. <*>, является специализированным государственным учреждением при Правительстве. Оно осуществляет в соответствии с законодательством РФ продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Фонд имеет свои отделения, филиалы и представительства.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5229.

Основными задачами Фонда являются:

создание эффективной системы продажи федерального имущества; обеспечение интересов Российской Федерации на рынке корпоративных ценных бумаг;

создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество должников, в том числе при истребовании задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Фонд осуществляет от имени Правительства продажу приватизируемого имущества, земельных участков в соответствующих случаях, а также выступает организатором торгов по продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Фонд обеспечивает контроль за соблюдением покупателями договоров купли-продажи федерального имущества, заключенных Фондом.

В настоящее время мощности Фонда позволяют продавать около двух тысяч предприятий в год. Фонд является исключительным продавцом акций предприятий и, кроме того, осуществляет их оценку. За Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом остались полномочия по управлению акциями предприятий <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 2004. 29 июля.

Функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России). Положение об этом федеральном органе исполнительной власти утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3539.

Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Министерство обороны РФ, которому она подведомственна.

В систему Службы входят центральный аппарат, ее территориальные органы и представительства в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также организации, учреждаемые для обеспечения деятельности Службы.

Основными задачами ФСВТС России являются:

осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;

участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту, в Правительство и Минобороны России;

обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом РФ; осуществление в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Федеральная служба представляет в Минобороны России проекты федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, других нормативных правовых актов по вопросам военно-технического сотрудничества, а также вносит в установленном порядке проекты решений Президента и Правительства о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам и по другим вопросам, касающимся осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Разумеется, внешнеторговая деятельность в этой сфере должна осуществляться таким образом, чтобы исключить возможность попадания продукции военного или двойного назначения в руки террористов, а также использования такой продукции для производства оружия массового уничтожения.