Правовые основы туристской деятельности.
Основной нормативный акт – ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 4 окт. 1996 г.
Туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с ПМЖ в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Туристская деятельность – это деятельность по организации путешествий.
Туризм может быть внутренний, международный (въездной и выездной), а также самодеятельный (организовывают сами туристы) и социальный (осуществляемый полностью или частично за счет государственных средств или средств работодателя).
Туристская деятельность делится на два основных вида:
туроператорская – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (комплекса услуг по организации и размещению), осуществляемая ЮЛ;
турагентская – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая ЮЛ или ИП.
Формирование – деятельность по заключению договора и его исполнения с 3-м лицом, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт
Продвижение – деятельность направленная на реализацию, доведение до потребителя, его поиск, реклама и т.д.
Реализация – д-ть по заключению договоров с потребителем, по оказанию ему услуг в соотв-ии с этим договором.
Туроператор: только ЮЛ; несет практически всю ответственность перед туристом, поэтому должно быть обеспечение ответственности (финансовое обеспечение): либо договор страхования гражданской ответственности, либо банковская гарантия. Ведется единый федеральный реестр туроператоров.
Однако с 1 янв. 2007 г. их лицензирование прекращено.
Договоры в сфере туристской деятельности можно разделить на три группы:
договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом
- договор о реализации тур продукта
ТУР ПРОДУКТ – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказанных за общ.цену, независимо от включения стоимости экскурс.обслуживания и др.услуг по договору о реализации тур продукта. ТУР ПУТЕВКА – неотъемлемая часть договора, док-т содержащий условия путешествия, подтв-ий условия оплаты и явл-ся балансом строгой отчетности. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с сущ-ым изменением обст-тв, из которых стороны исходили при заключении договора;
- договор о предоставлении информационных и маркет.услуг;
- договоры об экскурсионных услугах и т.д. );
договоры, заключаемые между туроператором и турагентом (договоры поручения, комиссии, агентирования, на оказание услуг;
по общему правилу от имени и за счет туроператора, турагент осуществляет деят-ть. Иное м.б.установлено договором.
договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами – непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.
Возможны договор на оказание услуг, посреднические и купли-продажи.
Турист – это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Турист обладает комплексом достаточно специфических прав (на необходимую и достоверную информацию о стране; на свободу передвижения; на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав, беспрепятственное медицинское обслуживание; на возмещение убытков и морального вреда при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора с ним; на содействие органов власти места пребывания; на беспрепятственный доступ к средствам связи) и обязанностей (соблюдать законодательство места пребывания; сохранять природную среду и культурно-исторические памятники; соблюдать правила личной безопасности).
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.