6. Контроль за исполнением документов
1. Контроль за исполнением документов и принятых решений - неотъемлемая функция управления, необходимый элемент организации управленческой деятельности и важная составная часть делопроизводственного процесса. Цель контроля - содействие своевременному и правильному исполнению решений, заданий и поручений руководства, обеспечение получения информации, необходимой для оценки деятельности подразделений и исполнителей. 2. Контрольная деятельность предполагает, с одной стороны, контроль за исполнением документов по существу поставленных в них вопросов, а с другой - за соответствием формы создаваемых документов их содержанию и за своевременностью исполнения. Первую группу контрольных операций выполняют руководители всех рангов, вторую - делопроизводственная служба учреждения с входящей в ее состав службой контроля исполнения. Основные задачи контрольной службы - контроль за сроками исполнения входящих, исходящих и внутренних документов и устных указаний руководства; обобщение данных, получаемых в результате контрольной деятельности, и доведение их до сведения руководства; разработка предложений по ускорению и совершенствованию документообращения, укреплению исполнительской дисциплины. 3. Важным условием эффективности контроля является его централизация. Контрольные операции следует сосредоточить в одном структурном подразделении либо у одного сотрудника. Контрольные функции должны быть изложены в Инструкции по делопроизводству; обязанности, права и ответственность, связанные с контрольной деятельностью, - в должностной инструкции. 4. В учреждении в соответствии с действующими нормативными актами и указаниями составляется перечень документов, подлежащих контролю исполнения. Наряду с документами директивных и вышестоящих органов и распорядительными документами самого учреждения в перечень включаются важные специфические документы, свойственные данной системе управления. Перечень разрабатывается делопроизводственной службой учреждения с участием юриста, включается в Инструкцию по делопроизводству или утверждается руководителем учреждения. 5. Информация о результатах контроля исполнения должна поступать тем руководителям, которые устанавливают необходимость контроля документов и сроки их исполнения. Это требование необходимо соблюдать независимо от места контрольной инстанции в структуре учреждения. Например, информацию об исполнении документов и поручений контрольная группа направляет непосредственно руководству учреждения, хотя группа может входить в состав канцелярии, а последняя - в состав секретариата данного учреждения. 6. Повышению эффективности контроля исполнения и исполнительской дисциплины способствует глубокое и четкое разделение труда в аппарате, правильно составленные положения о подразделениях и должностные инструкции, обеспечивающие обозначение ответственного исполнителя; четкие и однозначные формулировки решений, фиксируемых в резолюциях, и сроков исполнения, установленных в учреждении; высокое качество подготовки документов. Сроки исполнения документов определяются следующим образом: 1. Если в документе и резолюции не указаны сроки, то срок исполнения документа - 1 месяц со дня поступления документа в организацию. 2. Если в документе указан срок представления информации, то при контроле учитывается этот срок. Например, письмо Министерства образования РФ поступило в организацию 20.01.2000, но в письме указано: представить информацию 15.03.2000, значит, срок исполнения - 1 месяц 15 дней. 3. В резолюции указан срок исполнения. Например: Г.В.Иванову Дать информацию в течение трех дней. Подпись руководителя Дата На контрольные документы ведется картотека по срокам и исполнителям. Снимаются с контроля только исполненные документы. Продлить срок исполнения документов могут только руководители, написавшие резолюцию по исполнению документа. В случае неисполнения документа в течение одного-двух месяцев руководителю дается право поставить документ на дополнительный контроль. Согласно ГОСТ Р 6.30-97 на всех документах, подлежащих контролю, проставляется штамп "Контроль" или на левом поле - знак контроля "К". Карточки в контрольной картотеке и в соответствующем разделе справочной картотеки нумеруют по срокам исполнения и располагаются по датам исполнения документов, т.е. каждому дню исполнения (в пределах месяца) соответствует ячейка картотеки. Срок исполнения отмечается по календарной шкале. Контрольную картотеку целесообразно разделить на 33 ячейки (рубрики): 31 ячейка соответствует максимальному числу дней в месяце; в 32-й ячейке размещают карточки на документы, срок исполнения которых наступит в следующем месяце; в 33-й ячейке - карточки, соответствующие не исполненным в срок документам, новые сроки исполнения которых по тем или иным причинам своевременно не установлены. Указанный порядок размещения карточек в картотеке используется в большинстве учреждений, хотя и не является единственно возможным или обязательным. Лицо, осуществляющее контроль, ежедневно просматривает карточки, находящиеся в соответствующем разделе картотеки. Карточки исполненных документов перемещают в соответствующую картотеку. Об истечении срока исполнения остальных документов исполнителей оповещают по телефону. В конце дня соответствующие не исполненным документам карточки перемещают в ячейки, соответствующие новым датам их исполнения, или размещают в ячейке "Документы, не исполненные в срок". Соответствуюшие исполненным документам карточки извлекают из контрольных картотек и помещают в единую картотеку исполненных документов, систематизированную по предметно-вопросному признаку, иногда по структурному, или по исполнителям. Наименования рубрик такой картотеки соответствуют предметам (вопросам) деятельности организации, названиям структурных подразделений или фамилиям ответственных исполнителей. В учреждениях по данным карточек, хранящихся в ячейке "Документы, не исполненные в срок", периодически (1-2 раза в неделю или декаду) заполняют перечни не исполненных в срок документов, направляют их в структурные подразделения и после заполнения там соответствующих граф возвращают в контрольную службу. В некоторых случаях сведения о документах, не исполненных в срок, могут передаваться непосредственно руководству учреждения. Решения руководителя записывают в графе "Примечание". Ежедневно службами делопроизводства составляется справка о работе с документами следующей формы:
Справка о работе с документами _____________________________________________________ Наименование организации по состоянию на _________________ 2000 г. | |||||||
Всего | Всего | Из них | Находятся | В том числе | Всего | ||
передано документов | поставле- но на контроль | Исполнено с начала года | В т.ч. с нару- шением срока | на испол- нении | С наруше- нием срока | На дополни- тельном контроле | отправлено документов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведем пример составления такой справки подразделением службы делопроизводства:
|
|
|
|
Всего пере- | Всего | Из них | Находятся | В том числе | Всего | ||
дано документов | поставле- но на контроль | Исполнено с начала года | В т.ч. с нарушением срока | на испол- нении | С наруше- нием срока | На допол- нительном контроле | отправлено документов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отдел профессио- нальной подготовки |
|
|
|
|
|
|
|
100 | 50 | 10 | 5 | 40 | 10 | 5 | 25 |
Отдел воспита- тельной работы |
|
|
|
|
|
|
|
200 | 100 | 50 | 1 | 50 | - | 10 | 150 |
Отдел развития |
|
|
|
|
|
|
|
150 | 100 | 50 | 10 | 50 | 5 | 10 | 100 |
По данному отчету служба документационного обеспечения управления может проследить, как работает с документами каждое структурное подразделение. И когда руководителю трудно определить вклад конкретных работников в решение общих вопросов, он может посмотреть качество работы с документами, исполнительскую дисциплину. Такие сведения помогают руководителю принять правильные решения по оценке труда работников.
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства 9
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1 39
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения) 69
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу 85
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан 123
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо 137
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения 186
- Предисловие
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства
- 2. Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
- 3. Организация работы секретаря-референта
- Задания
- Приложения
- Примерное положение о структурном подразделении по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи службы доу
- 3. Функции службы доу
- 4. Права и ответственность службы доу
- 5. Взаимоотношения службы доу с другими структурными подразделениями
- Примерная инструкция по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Документация организации
- 3. Правила подготовки и оформления документов
- 4. Порядок прохождения документов внутри организации
- 5. Контроль исполнения документов
- 6. Составление номенклатуры дел
- Примерная должностная инструкция руководителя канцелярии, общего отдела, секретариата
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- 5. Профессиональные качества и знания
- 6. Квалификационные требования
- Примерная должностная инструкция секретаря-референта
- Должностная инструкция секретаря-референта
- 1. Общие положения
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1
- 2. Унификация и стандартизация управленческих документов
- 3. Виды документов и их классификация
- 4. Правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов*1
- Задания
- Приложения
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 углового бланка по гост р 6.30-97
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 продольного бланка по гост р 6.30-97.
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения)
- 2. Регистрация и учет поступающих в организацию документов
- 3. Подготовка и регистрация отправляемых документов
- 4. Прохождение внутренних документов
- 5. Учет объема документооборота
- 6. Контроль за исполнением документов
- Задания
- Приложения
- Регистрационная карточка поступающей корренспонденции
- Оборотная сторона
- Оборотная сторона
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу
- Задания
- Приложения
- Образец оформления личной карточки формы т-2
- Личная карточка
- I. Общие сведения
- III. Прием на работу, назначения, перемещения
- IV. Повышение квалификации
- X. Отпуска
- Образцы оформления приказов и соответствующих записей в графу 3 раздела "Сведения о работе" трудовых книжек работников
- 1. Прием на работу
- 1.1. Прием на работу на неопределенный срок в порядке перевода из другой организации по согласованию с руководителями обеих организаций
- 2. Перевод на другую работу. Увольнение
- Образцы формулировок записей в трудовой книжке при расторжении контракта
- Образцы заявлений
- Образцы приказов по личному составу
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
- I. Общие положения
- Статья 4. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
- II. Право граждан на обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их Статья 5. Право граждан на обращение с письмом или личный прием
- Статья 6. Обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать обращения граждан
- Статья 7. Отчеты депутатов, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления перед населением
- III. Основные требования к организации рассмотрения обращений граждан Статья 8. Подведомственность рассмотрения обращений граждан
- Статья 9. Пределы рассмотрения обращений граждан
- Статья 10. Обязанность должностных лиц по разрешению вопросов, поставленных в обращениях граждан
- Статья 11. Сроки рассмотрения обращений граждан
- Статья 12. Право граждан на информацию по рассмотрению их обращений
- Статья 13. Решения по результатам рассмотрения обращений граждан
- Статья 14. Финансирование
- IV. Контроль за рассмотрением обращений граждан Статья 15. Контроль за рассмотрением обращений граждан
- V. Ответственность за неисполнение законодательства по рассмотрению обращений граждан Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства при рассмотрении обращений граждан
- IV. Заключительные положения Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
- Регистрационная карточка писем граждан
- Оборотная сторона
- Регистрационная карточка устных обращений граждан
- Оборотная сторона
- Подпись должностного лица
- Справка о тематике обращений граждан, поступивших в __ __________________ _ _ __
- ___________________________________________ Подпись должностного лица
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо
- 2. Организационно-распорядительные документы
- 3. Документы оперативной информации
- Задания
- Образец оформления устава (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления положения (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления постановления (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления постановления (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец выписки из распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления протокола (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления докладной записки
- Образец оформления объяснительной записки
- Образец оформления акта
- Образец оформления телеграммы
- Образец оформления служебного письма (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления плана
- Образец табличной формы плана (угловое расположение реквизитов)
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения
- 2. Формирование дел
- 3. Подготовка документов к последующему хранению и использованию
- Задания
- Образец оформления номенклатуры дел
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в 1999 году
- Примерная номенклатура дел территориальной администрации района
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ___________ году в организации
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в _____ году в структурном подразделении
- Образец формы акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
- Образец листа-заверителя дела
- Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- Форма описи дел постоянного хранения
- Примерная номенклатура дел профессионального училища, лицея
- От "___ " ______________ г. N _________________ Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ________________ году в профессиональном училище (лицее) n _____
- Закон об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Область применения Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 3. Законодательство об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 4. Полномочия Российской Федерации и Новосибирской области по вопросам архивного дела
- Раздел II. Архивный фонд Новосибирской области Статья 5. Состав Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 6. Государственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 7. Негосударственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Раздел III. Архивы в Новосибирской области Статья 8. Создание архивов
- Статья 9. Передача права собственности на архивы
- Статья 10. Защита прав собственности на архивы
- Раздел IV. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области Статья 11. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области
- Статья 12. Система архивных органов и учреждений в Новосибирской области
- Статья 13. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивных органов и учреждений системы комитета государственной архивной службы Администрации Новосибирской области
- Статья 14. Государственное попечение над негосударственными архивами
- Статья 15. Контроль за соблюдением Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 16. Участие общественных и религиозных объединений в организации и развитии архивного дела
- Раздел V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов Статья 17. Обязанности собственников по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 18. Постоянное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 19. Временное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 20. Комплектование архивов
- Статья 21. Государственный учет документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 22. Использование архивных документов
- Раздел VI. Международное сотрудничество в области архивного дела Статья 23. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Раздел VII. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы Статья 24. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы
- Тема 8. Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов 1. Особенности официально-делового стиля
- 2. Употребление прописных и строчных букв
- 3. Наиболее употребляемые сокращения слов
- 4. Оформление дат и чисел в документах
- 1. Укажите, в чем отличия официально-делового стиля от других. 2. Перечислите часто встречающиеся аббревиатуры слов.
- Корректурные знаки и правила их применения
- Литература