3. Подготовка документов к последующему хранению и использованию
Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к хранению и использованию. Основная цель упорядочения и хранения исполненных документов - создание условий для их использования в справочной работе учреждений и пополнение Государственного архивного фонда РФ. Подготовка исполненных документов к хранению и использованию включает: - экспертизу (оценку) научной и практической ценности документов; - оформление дел; - описание документов постоянного и долговременного хранения; - обеспечение их сохранности; - передачу дел в архив учреждения, т.е. в ведомственный архив. (Ведомственным называется архив, находящийся в непосредственном подчинении соответствующей организации, не входящей в систему государственной архивной службы, или являющийся структурным подразделением организации.) Ведомственный архив осуществляет хранение документов организаций и предприятий до передачи их на государственное хранение. Экспертиза ценности документов в делопроизводстве проводится при составлении номенклатуры дел, их формировании. Для организации и проведения экспертизы ценности документов, отбора и подготовки их для передачи на государственное хранение, а также для контроля за правильностью отнесения документов к различным делам и оказания методической помощи в проведении экспертизы ценности документа создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭПК). Разрабатывается положение, в котором определяются ее функции, права и порядок работы. На экспертные комиссии кроме организации ежегодного отбора документов на хранение возлагается: рассмотрение годовых разделов дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе и по личному составу, актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих дальнейшему хранению, о неисправимом повреждении документов постоянного хранения и о необнаружении дел, подлежащих передаче на государственное хранение; вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения; подготовка и внесение на рассмотрение ЭПК предложений об установлении и изменении сроков хранения документов; рассмотрение перечней документов, номенклатур дел, инструкций по делопроизводству и т.п. Оформление дела - это комплекс работ по его переучету, нумерации листов, составлению заверительной надписи, внутренней описи документов; начинается оно с момента заверения дела в делопроизводстве и завершается в процессе подготовки его к передаче в ведомственный архив после окончания календарного года, в течение которого дело было заведено. Оформление дел проводится работниками службы делопроизводства. В зависимости от сроков хранения производится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению, их допускается хранить в скоросшивателях, без внутренней пересистематизации документов, без нумерации листов, а также без составления заверительной надписи. При оформлении обложек дел постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу должны указываться следующие реквизиты: наименование учреждения и его непосредственная подчиненность; наименование структурного подразделения, индекс дела; аннотация к документам дела (для дел постоянного хранения, содержащих особо ценные документы); дата дела (тома, части); количество листов в деле; срок хранения дела; архивный шифр дела. Кроме того, на обложках дел постоянного хранения предусматривается место для наименования государственного архива и учреждения. Следует особо отметить, что архивный шифр на обложках дел постоянного хранения проставляется чернилами в ведомственном архиве только после включения дел в годовые разделы сводных описей дел, утвержденных ЭПК соответствующего учреждения государственной архивной службы (до этого он проставляется карандашом). Архивные шифры на обложках дел долговременного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу проставляются чернилами после включения дел в годовые разделы сводных описей дел, одобренных ЦЭК (ЭК) учреждения, согласованных с ЭПК соответствующего учреждения государственной архивной службы (для описей дел по личному составу) и утвержденных руководителем учреждения. При заполнении реквизитов обложки дела необходимо соблюдать следующие требования: название учреждения пишут полностью с указанием подчиненности в именительном падеже или указывают его официально принятое сокращенное наименование; заголовок и номер дела переносят на обложку из номенклатуры (последний целесообразно проставлять и на корешке дела для удобства поиска дел при вертикальном способе их хранения). В конце делопроизводственного года в оформление обложки дела постоянного или долговременного (свыше 10 лет) хранения вносятся необходимые уточнения. Если название учреждения (вышестоящего ведомства, структурного подразделения) изменилось или дело передано в другое учреждение (структурное подразделение), на обложке дописывают название этого учреждения (структурного подразделения). Заголовок дела на обложку переносится из номенклатуры дел организации, согласованной с ЭПК соответствующего учреждения государственной архивной службы. В необходимых случаях (например, если заголовок на обложке не отражает содержания документов в деле) в него вносятся дополнительные сведения и уточнения. В заголовках дел, содержащих копии документов, должна указываться их копийность. Подлинность документов дела в заголовке не оговаривается. Если данные о копийности документов относятся ко всем документам дела, то их помещают за заголовком (в строку, после точки, с прописной буквы), а если данные относятся к части документов или к одному из них, то их пишут после описания документов (в скобках со строчной буквы). При наличии в деле нескольких томов (частей) на обложку каждого тома (части) выносятся общий заголовок дела и заголовок каждого тома (части). Важным реквизитом обложки дела является дата дела, т.е. годы заведения и окончания дела в делопроизводстве. Правильное датирование дел зависит от всестороннего учета характера и вида документов, которые в них сформированы. Датой дела, содержа-щего распорядительную, творческую и другую документацию (доклады, стенограммы, письма и т.д.), для которых точная датировка имеет важное значение, а также дела, состоящие из нескольких томов (частей), являются крайние даты документов, т.е. число, месяц, год регистрации (составления) самого раннего и самого позднего из документов, включенных в дело. Датой дела, содержащего протоколы заседаний коллегиальных органов, комиссий и т.п., являются даты составления первого и последнего протоколов или даты их утверждения (если они утверждаются). Датой личного дела являются даты подписания приказов о приеме и увольнении лица, на которое оно заведено. В конце каждого дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения для учета количества и фиксации особенностей нумерации листов на отдельном листе составляется заверительная надпись, в которой цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов и отдельно через знак "+" (плюс) - количество листов внутренней описи (при ее наличии). Заверительная надпись пишется разборчиво, с указанием должности составителя, даты составления и подписывается составителем с расшифровкой подписи. Последующие изменения в составе и состоянии дела (недостача документов, присоединение новых, замена подлинных документов копиями и т.д.) отмечаются в заверительной надписи со ссылкой на соответствующий акт. Для определенных категорий дел постоянного и долго-временного (свыше 10 лет) сроков хранения, учет которых вызван спецификой содержащейся в них документации (особо ценные, личные, судебные и следственные дела, дела о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, дела на авторские свидетельства и патентные изобретения и т.д.), а также сформи-рованных по разновидностям документов, заголовки которых не раскрывают их конкретного содержания, составляется внутренняя опись документов. По окончании делопроизводственного года все завершенные дела постоянного и временного хранения, прошедшие экспертизу ценности, вносятся в описи. Опись дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, раскрывающий их состав и содержание, закрепляющий систематизацию дел в пределах фонда и их учет. Кроме этого, опись является одновременно учетным документом и основным видом научно-справочного стандарта, обеспечивающим оперативный учет дел и описей. С момента заведения и до сдачи в ведомственный архив дела хранятся в рабочих комнатах или в специально отведенных для этой цели помещениях. Дела помещают в закрывающиеся шкафы, которые должны обеспечивать сохранность документов, и ставят корешками наружу. Изымать и выдавать документы из дел постоянного хранения можно лишь в исключительных случаях (например по требованию судебно-следственных органов) с разрешения руководителя учреждения. При этом в дело обязательно вкладывают точную заверенную копию документа и акт о причинах изъятия подлинника. Копии и выписки из документов для использования в работе учреждения или в интересах отдельных граждан делают с разрешения руководства или должностных лиц, которым такое право предоставлено соответствующими ведомственными инструкциями. В течение делопроизводственного года из дела разрешается выдавать документы для работы сотрудникам учреждения. При выдаче документа на его место помещают лист-заместитель, на котором указывают, какой документ, кому и на какое время выдан. После завершения делопроизводственного года документы из дел не выдаются. При необходимости выдают дело, в котором находится документ. На выданное дело заполняют карточку-заместитель, в ней указывают структурное подразделение, в которое выдано дело, номер дела, дату выдачи и возвращения, фамилию и должность лица, получившего дело, а также предусматриваются графы для расписок в получении и приеме дела. За сохранность документов, находящихся в стадии делопроизводства, несут ответственность заведующий канцелярией, секретарь, делопроизводитель и т.д. Они должны обеспечивать контроль за сохранностью документов в структурных подразделениях и у отдельных исполнителей, своевременно докладывать руководству учреждения об имеющихся нарушениях. Структурные подразделения учреждения передают в ведомственный архив дела постоянного, долговременного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Передача дел производится только по описям. Вместе с делами в архив передаются регистрационно-контрольные карточки делопроизводственной службы учреждения (канцелярии, секретариата, общего отдела и т.п.). Заголовок каждой картотеки включается в опись. Передача дел в ведомственный архив осуществляется, как правило, по графику, составленному заведующим ведомственным архивом (или лицом, ответственным за архив), предварительно согласованному с руководителями структурных подраделений и утвержденному руководителем учреждения. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в ведомственный архив не подлежат и должны храниться централизованно в канцелярии, секретариате или другой службе делопроизводства учреждения или в структурных подразделениях. В исключительных случаях по решению руководителя организации они могут быть переданы в ведомственный архив по описям или номенклатуре дел, что определяет ведомственный архив. Правильность формирования и оформления дел, соответствие их количества описи и номенклатуре дел проверяется сотрудником архива предварительно, на стадии подготовки дел к передаче в ведомственный архив структурными подразделениями. Если в формировании и оформлении дел установлены недостатки, работники структурных подразделений обязаны их устранить. Дела принимает заведующий ведомственным архивом (специальный сотрудник архива) или лицо, ответственное за архив, в присутствии работника сдающего структурного подразделения. Передача дел производится по описи и в обоих ее экземплярах против каждого передаваемого дела делается отметка о его наличии. В конце описи в каждом ее экземпляре цифрами и прописью указывается количество фактически принятых в архив дел, дата приема-передачи дел, а также ставятся подписи сотрудника ведомственного архива и лица, передавшего дела. При приеме особо ценных дел проверяется количество листов в деле.
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства 9
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1 39
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения) 69
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу 85
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан 123
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо 137
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения 186
- Предисловие
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства
- 2. Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
- 3. Организация работы секретаря-референта
- Задания
- Приложения
- Примерное положение о структурном подразделении по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи службы доу
- 3. Функции службы доу
- 4. Права и ответственность службы доу
- 5. Взаимоотношения службы доу с другими структурными подразделениями
- Примерная инструкция по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Документация организации
- 3. Правила подготовки и оформления документов
- 4. Порядок прохождения документов внутри организации
- 5. Контроль исполнения документов
- 6. Составление номенклатуры дел
- Примерная должностная инструкция руководителя канцелярии, общего отдела, секретариата
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- 5. Профессиональные качества и знания
- 6. Квалификационные требования
- Примерная должностная инструкция секретаря-референта
- Должностная инструкция секретаря-референта
- 1. Общие положения
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1
- 2. Унификация и стандартизация управленческих документов
- 3. Виды документов и их классификация
- 4. Правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов*1
- Задания
- Приложения
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 углового бланка по гост р 6.30-97
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 продольного бланка по гост р 6.30-97.
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения)
- 2. Регистрация и учет поступающих в организацию документов
- 3. Подготовка и регистрация отправляемых документов
- 4. Прохождение внутренних документов
- 5. Учет объема документооборота
- 6. Контроль за исполнением документов
- Задания
- Приложения
- Регистрационная карточка поступающей корренспонденции
- Оборотная сторона
- Оборотная сторона
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу
- Задания
- Приложения
- Образец оформления личной карточки формы т-2
- Личная карточка
- I. Общие сведения
- III. Прием на работу, назначения, перемещения
- IV. Повышение квалификации
- X. Отпуска
- Образцы оформления приказов и соответствующих записей в графу 3 раздела "Сведения о работе" трудовых книжек работников
- 1. Прием на работу
- 1.1. Прием на работу на неопределенный срок в порядке перевода из другой организации по согласованию с руководителями обеих организаций
- 2. Перевод на другую работу. Увольнение
- Образцы формулировок записей в трудовой книжке при расторжении контракта
- Образцы заявлений
- Образцы приказов по личному составу
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
- I. Общие положения
- Статья 4. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
- II. Право граждан на обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их Статья 5. Право граждан на обращение с письмом или личный прием
- Статья 6. Обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать обращения граждан
- Статья 7. Отчеты депутатов, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления перед населением
- III. Основные требования к организации рассмотрения обращений граждан Статья 8. Подведомственность рассмотрения обращений граждан
- Статья 9. Пределы рассмотрения обращений граждан
- Статья 10. Обязанность должностных лиц по разрешению вопросов, поставленных в обращениях граждан
- Статья 11. Сроки рассмотрения обращений граждан
- Статья 12. Право граждан на информацию по рассмотрению их обращений
- Статья 13. Решения по результатам рассмотрения обращений граждан
- Статья 14. Финансирование
- IV. Контроль за рассмотрением обращений граждан Статья 15. Контроль за рассмотрением обращений граждан
- V. Ответственность за неисполнение законодательства по рассмотрению обращений граждан Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства при рассмотрении обращений граждан
- IV. Заключительные положения Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
- Регистрационная карточка писем граждан
- Оборотная сторона
- Регистрационная карточка устных обращений граждан
- Оборотная сторона
- Подпись должностного лица
- Справка о тематике обращений граждан, поступивших в __ __________________ _ _ __
- ___________________________________________ Подпись должностного лица
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо
- 2. Организационно-распорядительные документы
- 3. Документы оперативной информации
- Задания
- Образец оформления устава (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления положения (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления постановления (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления постановления (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец выписки из распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления протокола (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления докладной записки
- Образец оформления объяснительной записки
- Образец оформления акта
- Образец оформления телеграммы
- Образец оформления служебного письма (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления плана
- Образец табличной формы плана (угловое расположение реквизитов)
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения
- 2. Формирование дел
- 3. Подготовка документов к последующему хранению и использованию
- Задания
- Образец оформления номенклатуры дел
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в 1999 году
- Примерная номенклатура дел территориальной администрации района
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ___________ году в организации
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в _____ году в структурном подразделении
- Образец формы акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
- Образец листа-заверителя дела
- Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- Форма описи дел постоянного хранения
- Примерная номенклатура дел профессионального училища, лицея
- От "___ " ______________ г. N _________________ Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ________________ году в профессиональном училище (лицее) n _____
- Закон об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Область применения Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 3. Законодательство об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 4. Полномочия Российской Федерации и Новосибирской области по вопросам архивного дела
- Раздел II. Архивный фонд Новосибирской области Статья 5. Состав Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 6. Государственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 7. Негосударственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Раздел III. Архивы в Новосибирской области Статья 8. Создание архивов
- Статья 9. Передача права собственности на архивы
- Статья 10. Защита прав собственности на архивы
- Раздел IV. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области Статья 11. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области
- Статья 12. Система архивных органов и учреждений в Новосибирской области
- Статья 13. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивных органов и учреждений системы комитета государственной архивной службы Администрации Новосибирской области
- Статья 14. Государственное попечение над негосударственными архивами
- Статья 15. Контроль за соблюдением Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 16. Участие общественных и религиозных объединений в организации и развитии архивного дела
- Раздел V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов Статья 17. Обязанности собственников по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 18. Постоянное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 19. Временное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 20. Комплектование архивов
- Статья 21. Государственный учет документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 22. Использование архивных документов
- Раздел VI. Международное сотрудничество в области архивного дела Статья 23. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Раздел VII. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы Статья 24. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы
- Тема 8. Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов 1. Особенности официально-делового стиля
- 2. Употребление прописных и строчных букв
- 3. Наиболее употребляемые сокращения слов
- 4. Оформление дат и чисел в документах
- 1. Укажите, в чем отличия официально-делового стиля от других. 2. Перечислите часто встречающиеся аббревиатуры слов.
- Корректурные знаки и правила их применения
- Литература