Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок. Существует три основных вида обращения: предложение, заявление, жалоба. Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач. Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач. Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприя-тий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав. Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде, т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д. Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев, областей.
Такой закон, принятый в Новосибирской области, приведен в прилож. 7.11. Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба. Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан. Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок. Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов. Согласно упомянутому Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан. Все обращения регистрируются в день поступления и учитываются на регистрационной карточке, заполняется аннотационный лист (прилож. 5.2-5.4). Индекс проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-97. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа. Например: К-187 от 12.06.97. Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный индекс первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на РКК делается отметка "Повторно". Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным индексом первого документа с добавлением порядкового номера через дробь. Например: К-187/1, К-187/2. Картотеки из РКК могут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам. Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений. Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака "К". Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан. Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в РКК. При этом индекс ответа состоит из регистрационного индекса и номера дела по номенклатуре дел. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством. Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок (прилож. 5.5-5.9) и представляют их своим руководителям. Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами и РКК для централизованного формирования дел. Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.
Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний, жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке. При автоматизированной обработке предложений, замечаний и жалоб граждан могут быть использованы приспособленные к машинной обработке формы, в том числе и РКК, с сохранением всех установленных нормативами реквизитов в машино-ориентированном варианте.
Задание
Составьте итоговую справку о рассмотрении письма (Ф.И.О. автора, вид обращения укажите самостоятельно).
Приложения
Приложение 5.1
Новосибирская область Закон Об обращениях граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций в Новосибирской области
Принят областным Советом депутатов 31 мая 1995 года
Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с обращением граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций в Новосибирской области независимо от их организационно-правовой формы.
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства 9
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1 39
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения) 69
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу 85
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан 123
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо 137
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения 186
- Предисловие
- Тема 1. Организация служб делопроизводства 1. Организационное построение службы делопроизводства
- 2. Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
- 3. Организация работы секретаря-референта
- Задания
- Приложения
- Примерное положение о структурном подразделении по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи службы доу
- 3. Функции службы доу
- 4. Права и ответственность службы доу
- 5. Взаимоотношения службы доу с другими структурными подразделениями
- Примерная инструкция по делопроизводству
- 1. Общие положения
- 2. Документация организации
- 3. Правила подготовки и оформления документов
- 4. Порядок прохождения документов внутри организации
- 5. Контроль исполнения документов
- 6. Составление номенклатуры дел
- Примерная должностная инструкция руководителя канцелярии, общего отдела, секретариата
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- 5. Профессиональные качества и знания
- 6. Квалификационные требования
- Примерная должностная инструкция секретаря-референта
- Должностная инструкция секретаря-референта
- 1. Общие положения
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Тема 2. Основные требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов 1. Основные положения по документированию управленческой деятельности *1
- 2. Унификация и стандартизация управленческих документов
- 3. Виды документов и их классификация
- 4. Правила оформления управленческих (организационно-распорядительных) документов*1
- Задания
- Приложения
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 углового бланка по гост р 6.30-97
- Расположение реквизитов документов и границы зон на формате а4 продольного бланка по гост р 6.30-97.
- Тема 3. Ведение делопроизводства в организации, учреждении 1. Организация документооборота (общие положения)
- 2. Регистрация и учет поступающих в организацию документов
- 3. Подготовка и регистрация отправляемых документов
- 4. Прохождение внутренних документов
- 5. Учет объема документооборота
- 6. Контроль за исполнением документов
- Задания
- Приложения
- Регистрационная карточка поступающей корренспонденции
- Оборотная сторона
- Оборотная сторона
- Тема 4. Делопроизводство по личному составу
- Задания
- Приложения
- Образец оформления личной карточки формы т-2
- Личная карточка
- I. Общие сведения
- III. Прием на работу, назначения, перемещения
- IV. Повышение квалификации
- X. Отпуска
- Образцы оформления приказов и соответствующих записей в графу 3 раздела "Сведения о работе" трудовых книжек работников
- 1. Прием на работу
- 1.1. Прием на работу на неопределенный срок в порядке перевода из другой организации по согласованию с руководителями обеих организаций
- 2. Перевод на другую работу. Увольнение
- Образцы формулировок записей в трудовой книжке при расторжении контракта
- Образцы заявлений
- Образцы приказов по личному составу
- Тема 5. Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
- I. Общие положения
- Статья 4. Основные термины, применяемые в настоящем Законе
- II. Право граждан на обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их Статья 5. Право граждан на обращение с письмом или личный прием
- Статья 6. Обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать обращения граждан
- Статья 7. Отчеты депутатов, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления перед населением
- III. Основные требования к организации рассмотрения обращений граждан Статья 8. Подведомственность рассмотрения обращений граждан
- Статья 9. Пределы рассмотрения обращений граждан
- Статья 10. Обязанность должностных лиц по разрешению вопросов, поставленных в обращениях граждан
- Статья 11. Сроки рассмотрения обращений граждан
- Статья 12. Право граждан на информацию по рассмотрению их обращений
- Статья 13. Решения по результатам рассмотрения обращений граждан
- Статья 14. Финансирование
- IV. Контроль за рассмотрением обращений граждан Статья 15. Контроль за рассмотрением обращений граждан
- V. Ответственность за неисполнение законодательства по рассмотрению обращений граждан Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства при рассмотрении обращений граждан
- IV. Заключительные положения Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
- Регистрационная карточка писем граждан
- Оборотная сторона
- Регистрационная карточка устных обращений граждан
- Оборотная сторона
- Подпись должностного лица
- Справка о тематике обращений граждан, поступивших в __ __________________ _ _ __
- ___________________________________________ Подпись должностного лица
- Тема 6. Оформление и составление основных видов управленческих документов 1. Современное деловое письмо
- 2. Организационно-распорядительные документы
- 3. Документы оперативной информации
- Задания
- Образец оформления устава (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления положения (угловое расположение реквизитов)
- Образец оформления постановления (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления постановления (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец выписки из распоряжения (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления приказа (с угловым расположением реквизитов)
- Образец оформления протокола (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления докладной записки
- Образец оформления объяснительной записки
- Образец оформления акта
- Образец оформления телеграммы
- Образец оформления служебного письма (с продольным расположением реквизитов)
- Образец оформления плана
- Образец табличной формы плана (угловое расположение реквизитов)
- Тема 7. Номенклатура дел. Подготовка документов для хранения в архиве 1. Общие положения
- 2. Формирование дел
- 3. Подготовка документов к последующему хранению и использованию
- Задания
- Образец оформления номенклатуры дел
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в 1999 году
- Примерная номенклатура дел территориальной администрации района
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ___________ году в организации
- Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в _____ году в структурном подразделении
- Образец формы акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
- Образец листа-заверителя дела
- Форма обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
- Форма описи дел постоянного хранения
- Примерная номенклатура дел профессионального училища, лицея
- От "___ " ______________ г. N _________________ Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ________________ году в профессиональном училище (лицее) n _____
- Закон об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Область применения Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 3. Законодательство об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 4. Полномочия Российской Федерации и Новосибирской области по вопросам архивного дела
- Раздел II. Архивный фонд Новосибирской области Статья 5. Состав Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 6. Государственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 7. Негосударственная часть Архивного фонда Новосибирской области
- Раздел III. Архивы в Новосибирской области Статья 8. Создание архивов
- Статья 9. Передача права собственности на архивы
- Статья 10. Защита прав собственности на архивы
- Раздел IV. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области Статья 11. Государственное управление архивным делом в Новосибирской области
- Статья 12. Система архивных органов и учреждений в Новосибирской области
- Статья 13. Финансовое и материально-техническое обеспечение архивных органов и учреждений системы комитета государственной архивной службы Администрации Новосибирской области
- Статья 14. Государственное попечение над негосударственными архивами
- Статья 15. Контроль за соблюдением Закона об Архивном фонде Новосибирской области и архивах
- Статья 16. Участие общественных и религиозных объединений в организации и развитии архивного дела
- Раздел V. Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов Статья 17. Обязанности собственников по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 18. Постоянное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 19. Временное хранение документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 20. Комплектование архивов
- Статья 21. Государственный учет документов Архивного фонда Новосибирской области
- Статья 22. Использование архивных документов
- Раздел VI. Международное сотрудничество в области архивного дела Статья 23. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Раздел VII. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы Статья 24. Вывоз документов Архивного фонда Новосибирской области за ее пределы
- Тема 8. Некоторые рекомендации при печатании текстов служебных документов 1. Особенности официально-делового стиля
- 2. Употребление прописных и строчных букв
- 3. Наиболее употребляемые сокращения слов
- 4. Оформление дат и чисел в документах
- 1. Укажите, в чем отличия официально-делового стиля от других. 2. Перечислите часто встречающиеся аббревиатуры слов.
- Корректурные знаки и правила их применения
- Литература