2. Государственная служба занятости
Государственная служба занятости построена по административно-территориальному принципу и имеет трехуровневую иерархическую структуру.
Республиканский уровень представлен Департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Областной уровень представляют комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Районный уровень представляют управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
– разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;
– организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
– регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат (пособия по безработице, стипендии в период обучения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей);
– ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
– содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;
– организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;
– содействие организации оплачиваемых общественных работ;
– организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;
– осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Одной из основных задач государственной службы занятости является поиск и предложение безработным подходящей работы.
Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено законом (ст. 4 Закона).
Работа не может быть подходящей, если:
– она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;
– отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;
– условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям техники безопасности и производственной санитарии;
– предлагаемый заработок на 10% и более ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.
Если в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности). При этом учитываются способности безработного, состояние его здоровья, опыт работы, доступность средств обучения.
Правоотношения между государственной службой занятости и нанимателем характеризуются установлением определенных обязанностей нанимателей в отношении государственной службы занятости. Согласно ст. 21 Закона, наниматели обязаны:
– не позднее чем за 3 месяца представлять письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников;
– не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите;
– письменно уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест в течение 2 недель со дня их образования;
– создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность на данном предприятии;
– перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости;
– предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным;
– принимать на работу граждан, направленных органами государственной службы занятости в счет брони;
– принимать на работу выпускников учебных заведений;
– другие обязанности в соответствии с законодательством.
В республике создан государственный фонд содействия занятости. Он является государственным целевым бюджетным фондом, сформирован в целях страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения; добровольных пожертвований и других поступлений. В компетенцию органов государственной службы занятости входят вопросы распоряжения средствами данного фонда.
- Трудовое право (Особенная часть)
- Особенная часть
- Тема 7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
- 1. Понятия занятости, трудоустройства и их формы
- 2. Государственная служба занятости
- 3. Понятие безработного и его правовой статус
- Тема 8. Трудовой договор
- 1. Понятие, функции и стороны трудового договора
- 2. Содержание трудового договора
- 3. Порядок заключения трудового договора
- 4. Срок и виды трудового договора
- 5. Изменение трудового договора
- 6. Основания прекращения трудового договора, их классификация
- 7. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- 8. Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя
- 9. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
- 10. Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях
- 11. Оформление увольнения работников. Отстранение от работы
- Тема 9. Контракт как особый вид трудового договора
- 1. Контракт как вид трудового договора и его особенности
- 2. Порядок заключения и основания прекращения контракта
- 3. Контракты с отдельными категориями работников
- Тема 10. Заработная плата
- 1. Понятие заработной платы и ее правовое регулирование
- 2. Тарифная система оплаты труда и ее применение
- 3. Структура, формы и размеры заработной платы
- 4. Нормирование труда и сдельные расценки. Особенности оплаты труда при отклонении от обычных условий работы
- 5. Средний заработок. Условия и порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы
- Тема 11. Гарантийные и компенсационные выплаты
- 1. Понятие гарантийных выплат (доплат), их виды
- 2. Понятие, виды компенсационных выплат
- Тема 12. Рабочее время
- 1. Понятие рабочего времени, его нормирование и виды
- 2. Правовое регулирование рабочего времени
- Тема 13. Время отдыха. Социальные отпуска
- 1. Понятие времени отдыха и его виды
- 2. Понятие и виды отпусков
- 1) Трудовые отпуска:
- 2) Социальные отпуска:
- Тема 14. Дисциплина труда
- 1. Понятие и правовое регулирование дисциплины труда
- 2. Методы обеспечения дисциплины труда
- 3. Дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания
- Порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарных взысканий
- Тема 15. Охрана труда
- 1. Понятие и правовое регулирование охраны труда. Государственная политика и государственное управление в области охраны труда
- 2. Организация охраны труда на предприятии
- 3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов
- Тема 16. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 1. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю
- 2. Материальная ответственность нанимателя
- Тема 17. Трудовые споры и порядок их разрешения
- 1. Понятие трудовых споров, их классификация
- 2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения
- 3. Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения. Забастовка
- Тема 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- 1. Трудовые договоры с временными и сезонными работниками
- 2. Трудовые договоры с работниками-надомниками и домашними работниками
- 3. Трудовые договоры о работе по совместительству
- Тема 19. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц нанимателя за несоблюдение законодательства о труде
- 1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труд
- 2. Ответственность нанимателей и уполномоченных должностных лиц нанимателя за несоблюдение законодательства о труде
- Литература Нормативные правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Содержание