logo search
ПОЛНЫЕ Лекции по административному праву

2. Предмет административного права.

Предмет правового регулирования – совокупность однородных общественных отношений, которые регулируют нормы отдельной отрасли.

Предмет правового регулирования позволяет обособить отрасли друг от друга. Это критерий различия отраслей между собой. Если по предмету отрасли пересекаются, то прибегают к методу.

Предмет административного права:

1. Управленческие отношения.

Управление – деятельность государства в определённой части нашей жизни (но не вся). Государственное управление – деятельность по осуществлению исполнительной власти. Управленческая сфера определяет область действия норм административного права. В сфере государственного управления возникают основные связи на базе норм этой отрасли.

2. Отношения внутри аппарата.

Органы контактируют между собой, также возникают контакты внутри органов. Эти контакты помогают создать механизм государственного управления, обеспечивают его функционирование, приносят пользу.

Внутриаппаратные отношения возникают для оптимизации деятельности управленческого аппарата. Они играют подчинённую роль.

3. Внешние отношения.

Органы контактируют с другими субъектами права. Аппарат удовлетворяет интересы граждан, работает с участием других (например, в области обороны).

Внутриаппаратные и внешние отношения неразделимы, но первые играют предварительную роль, помогают решать вопросы по существу.

4. Отношения на федеральном уровне.

Эти отношения включают в себя взаимодействие федеральных органов:

- федеральных министерств с органами власти субъектов РФ

- органов власти субъектов РФ между собой и др.

В этих связях заложено большое будущее, но они слабо развиты.

5. Правоотношения, когда с одной стороны представители государственных интересов (имеют власть), а с другой – субъекты иного характера (государственно-правовой власти не имеют):

- представитель местного самоуправления – лицо (орган)

- представитель государственного управления – представитель общественной организации

- властный представитель государства – граждане и др.

Гражданин в административном праве - гражданин РФ, который связан с окружающими какими-либо отношениями; его статус постоянно меняется (студент, служащий, рабочий, военнослужащий).

Гражданин – физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, апатрид), которое в данный момент предоставлено себе, ни с кем не связано никакими отношениями.

Участие граждан в решении вопросов управления имеет большое значение. Государство должно создавать обстановку для нормального существования человека, при которой:

- граждане могут реализовывать свои права

- граждане исполняют свои обязанности

Вопрос: Могут ли 2 гражданина вступить в административное правоотношение?

1. Да. Эти отношения реально существуют в жизни.

- нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог: один уступает, другой проезжает.

- в транспорте места для пассажиров с детьми и инвалидов: один должен уступить место, другой может это место занять.

2. Нет, т.к. выхолащивается смысл государственно-властной политики. Если 2 гражданина, то власти нет (но можно апеллировать представителю власти). Право есть, но реализовать его невозможно. Эти отношения не дают результата, в них нет управленческого эффекта.

6. В предмете правового регулирования кроме сферы исполнительной власти есть и другие группы правоотношений.

3-10% - дополнительная деятельность, в процессе которой возникают отдельные административно-правовые отношения, складывающиеся в ходе деятельности других государственных органов.

Каждое звено выполняет двойную деятельность: основную и вспомогательную (подбор и расстановка кадров и др.).