logo search
ответы ПОИД

Информационно-прав. Нормы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат правила поведения, кот. устанавливаются гос-вом в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-прав. нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников инф. правоотношений, исполнение кот. обеспечивается принудительной силой гос-ва.

Отличие информационно-прав. норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в инф. сфере в связи с реализацией инф. прав и свобод и осуществлением инф. процессов при обращении информации.

Совокупность норм инф. права формируется на основе конституционных норм, кот. регулируют отношения, связанные с реализацией инф. прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную деятельность.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при кот. могут возникать инф. правоотношения, и указывает на круг субъектов — участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственного органа определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты инф. правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-прав. норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это может быть гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного прав. акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

В зависимости от содержания информационно-прав. нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-прав. нормы устанавливают структуру элементов и частей инф. сферы. Они определяют содержание гос. политики в инф. сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников инф. процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников инф. правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в инф. сфере, в том числе определяют их обязанности и ответственность за организацию и обеспечение процессов обращения информации, формирование инф. ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-прав. нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными инф.и нормами в рамках регулируемых инф. отношений. Например, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в инф. сфере, порядок формирования инф. ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры прав. регулирования общественных отношений в инф. сфере.

Информационно-прав. нормы могут классифицироваться также в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. По этому основанию выделяют две группы норм: диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-прав. нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в инф. сфере (например, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).

Императивные информационно-прав. нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности гос. органов по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий инф. прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Кроме того, эти нормы устанавливают ф-ции и компетенцию органов гос. власти в области инф. безопасности, по формированию гос. инф. ресурсов, по созданию гос. информационно-телекоммуникационных систем; обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в инф. сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление гос. политики в инф. сфере, защиту прав потребителей информации в инф. сфере и другие подобные нормы.

Среди императивных норм выделяют:

1) нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;

2) нормы-принципы, кот. закрепляют основные начала организации и деятельности субъектов права, в том числе инф. права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);

3) нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;

4) компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права в инф. сфере;

5) императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности гос. органов, учреждений, организаций и граждан.

Информационно-прав. нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

  1. нормы, обязательные на всей территории гос-ва;

  2. нормы, обязательные на территории определенной административно-территориальной единицы.

По объему регулирования информационно-прав. нормы подразделяются на нормы:

  1. общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли прав. регулирования, регламентирующие важнейшие стороны инф. деятельности. Это, в первую очередь, нормы, устанавливающие обязанности гос. органов по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;

  2. межотраслевые, регулирующие инф. отношения, возникающие между группами гос. органов, по обеспечению инф. процессов;

  3. отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа гос. власти;

  4. на уровне органов местного управления и самоуправления, действующие в пределах административно-территориальной единицы.