logo search
TGP

5. Первичное и производное возникновения государства.

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" есть "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, который выдается личности, способной управлять обществом. Государство является организация для осуществления такого руководства.

5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, что предполагает подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, что приводит к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляется организма человечески.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.

Как отмечалось, по мнению авторов классовой (экономической) теории происхождения государства причины возникновения государства и права всех народов одинаковы, а конкретные формы - различными, поскольку на этот процесс влияли разные факторы. Они различают следующие формы возникновения государства:

1) афинская (классическая) форма. Государство в афинском обществе возникла в результате обострения внутренних противоречий между знатными по происхождению и рядовыми членами общины, которые были смягчены путем последовательных реформ, без внутреннего или внешнего насилия;

2) римская форма. Государство в Риме возникла в результате борьбы между полноправными патрициями и неполноправными плебеями, которые не имели доступа к общественной земле и управления обществом. То есть, решающую роль сыграла внутренняя общественная борьба;

3) германская форма. Возникновение государства у германских племен было ускорено завоеванием германцами огромных римских владений. Германцы не могли властвовать над римлянами с помощью родоплеменных структур, поэтому и вынуждены были создать новый управленческий аппарат. За основу во многом они взяли именно римские государственные институты.

Государства возникают и в современном мире. Такое возникновение государства отличается от первоначального тем, что новое государство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежней государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Производное возникновения государств имеет следующие варианты:

1) ликвидация бывшего государства в результате революции и возникновения нового государства (но на той же территории, населенной тем же народом). Примером тому может служить Первая республика во Франции, провозглашенная в 1792 г., Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, возникшая в результате Октябрьской революции 1917 г.;

2) разделение государства. Таким образом возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеральной Чехословакии, постсоветские государства в результате распада СССР;

3) сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, вышедшей из состава Эфиопии, Бангладеш, вышедшей из Пакистана;

4) объединение нескольких государств. Примером может служить объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.

5) возникновение государства в результате национально-освободительного движения. Создание новых государств на руинах колониальных империй (прежде всего - Британской и Французской) стало наиболее распространенным способом создания государств в ХХ в. Многие государства (Мозамбик, Алжир, Ангола, Вьетнам) возникли в результате вооруженной борьбы, другие (Мадагаскар, Танзания) добились независимости от метрополий мирным путем. Некоторые из народов, добившихся независимости, имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие - нет. В любом случае и те, и другие новые государства изначально строились на государственных моделях, которые уже есть в мире. Большинство новых независимых государств ориентировались на государственный строй бывшей метрополии, однако некоторые провозглашали своим образцом социалистические государства. В дальнейшем они, как правило, отходили от первоначально выбранных моделей.

6. Признаки социальных норм и их разновидности.

Социальные нормы - это исторически обусловленные общие правила поведения людей в обществе, является проявлением их сознательной волевой ди ¬ тельности и обеспечиваются различными средствами социального и дер ¬ дарственного влияния.

Каждая социальная норма имеет специфические черты, однако каждой из них присущи и общие для всех норм признаки:

1) регулируют отношения, которые существуют между людьми в обществе и между обществом и государством;

2) имеют общий характер, действуют как типичные регуляторы поведин ¬ ки, то есть распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение;

3) возникают в процессе исторического развития и функционирования су ¬ спильства, вследствие сознательной волевой деятельности людей;

4) гарантируются и обеспечиваются определенными средствами общественного или государственного воздействия.

Указанные признаки социальной нормы характеризуют ее, как важных ¬ ный регулятор общественных отношений, активно влияет на поведение людей и определяет его действия в различных жизненных обстоятельствах.

Все социальные нормы имеют общую цель - регулировать поведин ¬ ку людей, но различаются по способам создания, сферой действия.

Виды социальных норм:

1) по способу создания нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкций ¬ лекционированы государством и направленных на урегулирование найважливи ¬ ших общественных отношений путем предоставления их участникам юриди ¬ ческих прав и возложение на них юридических обязанностей. Иными словами, это - правило, содержит разрешение, ограничение, запрет или возлагает позитивную обязанность, а также определяет, каким будет ¬ ном следует действовать при определенных обстоятельствах;

2) нормы морали - это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о чести, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное и обеспечиваются внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Нормы морали, обычно, зафиксированные до ¬ документальном, они существуют как нравственные ориентиры в сознании людей. Следует отметить, что в обществе, кроме классово обусловленных ¬ ленных моральных установок, сформировавшихся и нравственные требования за ¬ гальнолюдськои значимости, в частности забота о людях наклонно ¬ го возраста, оказание материальной и моральной помощи больным и малоимущим гражданам и т.п.;

3) корпоративные нормы (нормы объединений граждан) - это пра ¬ вила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, государство признает или даже придает им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную задачами определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, за ¬ ради которой они созданы. Эта группа социальных норм находит свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями, 4) обычаи - это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившиеся в обществе вследствие многократного ¬ ного повторения и использование в течение длительного времени в ана ¬ логических ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности. Разновидностью обычаев является традиции. Они также обусловлены привычкой, естественностью формирования и утверждения в сознании людей то ¬ го или иного типа поведения. Традиции охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а с сти ¬ лю поведения. Иными словами, традиции - это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закреплены в общественной практике результате многократного повторения в течение дли ¬ тельного времени и передаются из поколения в поколение.

Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью общности правила поведения. Традиции считаются более ¬ щего правилами чем обычаи. по сфере действия:

1) экономические нормы - это правила поведения, регулирующие е ¬ дносины в экономической сфере, т.е. связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;

2) политические нормы - это правила поведения, регулирующие от ¬ синими между социальными группами, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;

3) религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые установлены различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов и т.д. (Библии, Торе, Коране, Ведах). Нормы религии регулируют отношения е ¬ верующим в пределах церкви или религиозной организации и по ¬ строку отправления ими религиозных культов.

Выполнение большинства социальных норм обеспечивается недер ¬ дарственными средствами: общественным осуждением, санкциями со стороны объединений

граждан, церкви и т.д.. Государство обеспечивает выполнение только норм права, которые отличаются от других социальных норм взаимосвязью с государством, направлениями и способами воздействия на общественные отношения.