logo search
Админ

76. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях

  1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

 

Задачи законодательства об административных правонарушениях

 Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Принцип равенства перед законом

  1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве

  1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

77. Административная ответственность: понятие, признаки, цели, функции, основания. Ее отличие от других видов юридической ответственности и положение в системе административного принуждения. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение.

Административная ответственность представляет собой применение уполномоченным органом, должностным лицом или судьями установленных в Кодексе об административных правонарушениях или законах субъектов РФ административных наказаний.

Административная ответственность выражается в административном наказании.

Административная ответственность является видом юридической ответственности, видом административного принуждения.

Административная ответственность влечёт за собой наступление неблагоприятных для правонарушителя последствий морального, материального, физического или организационного характера. Эти последствия установлены в санкции административных правовых норм.

Признаки.

  1. Основание – только лишь административное правонарушение (смотреть статью 2.1. КоАП).

  2. В рамках законотворческого процесса может устанавливаться в КоАп, а также в законах субъектов об административных правонарушениях. Административная ответственность устанавливается как за нарушение административного законодательства, так и за нарушение норм экологического, земельного, лесного, финансового, налогового, санитарного и так далее законодательства (смотреть особенную часть КоАП – главы 5-21).

  3. Субъекты – как физические, так и юридические лица (часть 2 статьи 2.1.) – юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность соблюдать установленные нормы, но юридическое лицо не предприняло действий для того, чтобы соблюсти их.

  4. Мера административной ответственности – административное наказание (смотреть статью 3.2).

  5. Административная ответственность применяется как в судебном, так и в административном порядке.

  6. Применение административной ответственность не влечёт судимости для лица, совершившего административное правонарушение.

  7. Процессуальной формой применения административной ответственности «Производство по делам об административных правонарушениях».

   Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

   • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

   • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

   • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

   • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

   • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

   • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

   • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

   • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

   Цели административной ответственности:

   1) защита правопорядка;

   2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

   3) восстановление социальной справедливости;

   4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

   1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

   2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

   3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

   Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

   Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

   Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.