Компетенция Конституционного Суда. Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд
Задачи Конституционного Суда, перечисленные выше, реализуются в рамках его компетенции, определенной законом.
Первоначально, такая компетенция было определена, как и положено Кодексом о судоустройстве (ст.22). Однако после издания декрета № 14 от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» КС получил две группы полномочий – в зависимости от источника их можно разделить на полномочия установленные декретом («декретные») и определенные кодексом:
Компетенция Конституционного Суда(ст.22 Кодекса) | |
1 | Полномочия по проверке конституционности правовых актов о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; |
2 | о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента; |
3 | о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента; |
4 | о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. |
1 | Иные полномочия Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. |
2 | Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции. |
3 | Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах. |
Декрет № 14 добавил к компетенции КС весьма «неожиданные» для белорусской конституционной юстиции полномочия (например, предварительный конституционный контроль нормативных актов). Для чего это было сделано, не знает вообще никто…
Таким образом, КС получил следующие дополнительные полномочия:
Полномочия Конституционного Суда по декрету № 14 | |
1 | осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых парламентом (до подписания Президентом); |
2 | По предложению Президента Республики Беларусь:
|
3 | По предложению Президиума Совета Республики принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. |
4 | По предложениям Президента, парламента и правительства: излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. |
Правом обращения в Конституционный суд обладает ограниченный круг субъектов указанных в законе (еще одна черта КС, отличающая его от других судов). Такие субъекты перечислены в ст. 22:
Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный суд
Президент Республики Беларусь | Национальное собрание Республики Беларусь (обе палаты) | Верховный Суд Республики Беларусь | |
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь | Совет Министров Республики Беларусь |
Хотя перечень субъектов перечисленных в ст. 22 является исчерпывающим (обращение иных субъектов не влекут проверки нормативных актов), в действительности право обращения предоставлено и иным.
Так ст. 22 указывает «Государственные органы, не указанные в части второй настоящей статьи, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта».
Таким образом, для всех иных субъектов, предусмотрен косвенный порядок обращения в Конституционный Суд, который можно изобразить примерно так:
1 | Субъект (например, гражданин Республики Беларусь) направляет обращение субъекту имеющему право обращаться в Конституционный Суд (например, депутату Палаты Представителей). |
2 | Получивший обращение, рассматривает его и в установленном законом порядке обращается в Конституционный Суд. |
При этом Кодекс особо указывает, что «обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан»
- Оглавление Правоохранительная деятельность и ее субъекты 6
- Правовой статус судей и народных заседателей 15
- Оперативно-розыскная деятельность 144
- Адвокатура Республики Беларусь 148
- Нотариат Республики Беларусь 159
- Правоохранительная деятельность и ее субъекты
- Понятие и черты правоохранительной деятельности
- Направления (виды) правоохранительной деятельности
- Субъекты правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы
- Суд как правоохранительный орган – понятие и черты
- Понятие о правосудии. Характерные черты правосудия. Формы правосудия
- Правосудие – урегулированная законом деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании и разрешению правовых споров, с вынесением по ним окончательных решений обязательных для исполнения
- Правовой статус судей и народных заседателей
- Понятие и элементы правового статуса судьи
- Черты правового статуса судей
- Порядок назначения судей. Требования к судьям и кандидатам судьи. Права и обязанности судей
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей. Органы квалификационной аттестации и порядок их деятельности
- Дисциплинарная ответственность судей
- Приостановление и прекращение полномочий судей. Отставка судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Материальное и социальное обеспечение
- Материальное и социальное обеспечение
- Народные заседатели: понятие и правовой статус
- Понятие и элементы судебной системы
- Понятие и принципы построения судебной системы
- Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
- Элементы судебной системы – звенья и ветви. Общие и специализированные суды
- Судебные инстанции
- Районные (городские) суды
- Понятие и характерные черты районных судов
- Компетенция и структура районных судов
- Областные (Минский городской) суды
- Понятие и компетенция областных судов
- Структура и состав областных судов. Президиум областного суда. Судебные коллегии
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Понятие, характерные черты и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь
- Состав и структура Верховного Суда. Пленум Верховного Суда
- Хозяйственные суды
- Понятие, черты, принципы деятельности хозяйственных судов
- Общая характеристика системы хозяйственных судов Республики Беларусь
- Хозяйственные суды областей (г. Минска)
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
- Исполнение судебных решений
- Понятие и значение исполнения судебных актов
- Система органов исполнения судебных решений в Республике Беларусь. Служба судебных исполнителей
- Правовой статус судебных исполнителей (требования, порядок назначение, права и обязанности)
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности конституционного суда
- Компетенция Конституционного Суда. Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд
- Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда. Статус судей кс
- Порядок деятельности и акты Конституционного Суда
- Аппарат Конституционного Суда
- Органы судейского сообщества
- Понятие судейского сообщества и его задачи. Общая характеристика органов судейского сообщества
- Съезд судей Республики Беларусь
- Президиум
- Республиканский совет судей
- Председатель рсс
- Конференции судей
- Квалификационные коллегии судей
- Органы внутренних дел
- Понятие, задачи, система органов внутренних дел
- Органы государственной безопасности
- Понятие национальной (государственной) безопасности
- Органы государственной безопасности – понятие, принципы организации, полномочия и система
- Система органов государственной безопасности. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
- Прокуратура Республики Беларусь
- Учреждение и развитие прокуратуры
- Понятие, задачи и принципы деятельности прокуратуры
- Система органов прокуратуры Республики Беларусь
- Правовой статус прокурорских работников. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на службу в органы прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
- Назначает
- Органы предварительного расследования
- Предварительное расследование – понятие, задачи и виды. Органы предварительного расследования
- Система органов предварительного следствия в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Действующая система органов дознания в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Органы дознания
- Правовой статус должностных лиц предварительного расследования. Следователи и дознаватели. Процессуальная самостоятельность
- Оперативно-розыскная деятельность
- Понятие, принципы осуществления и задачи оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и порядок их производства
- Органы, осуществляющие орд. Права и обязанности органов орд
- Адвокатура Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Организационные формы деятельности адвокатуры. Коллегии адвокатов. Юридические консультации
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Статус адвокатов и иных лиц
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Прекращение членства в коллегии адвокатов. Лишение права на занятие адвокатской деятельности, аннулирование лицензии
- Нотариат Республики Беларусь
- Понятие, принципы и организация нотариата
- Компетенция нотариата. Нотариальные действия
- Система органов нотариата в Беларуси. Организационные формы деятельности нотариата
- Правовой статус нотариусов. Частные и государственные нотариусы. Лицензирование деятельности и аттестация нотариусов
- Права и обязанности нотариусов. Ответственность нотариусов