Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
Органом, возглавляющим систему хозяйственных судов, является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
Положение этого суда в системе хозяйственных судов, во многом аналогично месту Верховного суда в системе судов общей юрисдикции. Отсюда, те же черты:
Место суда | Высшее звено системы хозяйственных судов и высшая судебная инстанция (здесь данные понятия совпадают). Обладает наибольшим объемом полномочий по пересмотру решений нижестоящих хозяйственных судов Республики Беларусь |
Территориальная юрисдикция | Полномочия Высшего Хозяйственного Суда не ограничены какой-либо административно-территориальной единицей (областью), а распространяются на всю территорию Республики Беларусь. |
Характер полномочий | Помимо судебных полномочий, Высший Хозяйственный Суд обладает значительными полномочиями по организационному руководству системой хозяйственных судов. Как и для Верховного Суда, в системе общих судов, такие полномочия Высшего Хозяйственного Суда здесь играют очень важную роль. |
Определение также почти полностью совпадает с уже приводившимся определением Верховного Суда:
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь – высшее звено системы хозяйственных судов, осуществляющее правосудие, возглавляющее их систему, осуществляющее надзор за нижестоящими судами и организационное руководство ими
Из данного определения, очевидны функции Высшего Хозяйственного Суда, перечисленные в ст. 67 Кодека о судоустройстве (они полностью совпадают с функциями Верховного Суда, но осуществляются в сфере специализации ВХС):
Функции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
возглавляет систему общих судов | Является высшим органом правосудия по всем категориям дел | Осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов | Выполняет иные функции в соответствии с законодательными актами |
Компетенция Высшего Хозяйственного суда определена ст. 69 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. Как видно из данной статьи, она почти полностью совпадает с компетенцией рассмотренного уже Верховного суда.
Незначительные отличия здесь заключаются лишь в следующем:
ВХС в отличие от ВС изучает и обобщает практику применения хозяйственного законодательства (а не гражданского и уголовного);
ВХС наделен полномочиями по кадровому и иному обеспечению деятельности хозяйственных судов. При этом первые (кадровые) он осуществляет совместно с МЮ, остальные – самостоятельно;
Все иные полномочия практически аналогичны компетенции ВС. Такое положение вполне обоснованно – оба эти суда являются звеньями одного уровня (лишь своей специализации). Единство судебной системы и обуславливает их сходство:
Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ст. 69) | |
1 | Судебные (процессуальные) полномочия_ рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам |
1 | Организационные полномочия_ вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; |
2 | изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства; |
3 | осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; |
4 | оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства; |
5 | разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; |
6 | осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения; |
7 | ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; |
8 | осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь - по их кадровому обеспечению и самостоятельно - по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; |
9 | решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями; |
10 | осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. |
Состав Высшего Хозяйственного Суда определен ст. 68 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. Состав и структура этого звена судебной системы максимально унифицированы с Верховным судом. Фактически, Высший Хозяйственный Суд включает в себя те же элементы, но имеющие конечно, свою специализацию
Таким образом: «Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»
При этом судьи ВХС распределены по его элементам (ч.2 ст. 68): «Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе: Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь».
Схематически это можно представить так:
Председатель Высшего Хозяйственного Суда
Первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Президиум Высшего Хозяйственного Суда
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда | |||
Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда | Судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции | Судебная коллегия по банкротству | Судебная коллегия по налоговым спорам |
Иные коллегии_ При необходимости Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в нем могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. |
Руководство работой ВХС осуществляет его председатель, вместе с которым свои полномочия осуществляют первый заместитель и заместители председателя.
Порядок назначения и срок полномочий этих должностных лиц совпадает с рассмотренными уже председателем и заместителями председателя Верховного суда:
Председатель ВХС (ст. 70) | Первый заместитель (ст. 71) | Заместители Председателя (ст. 72) |
Назначается Президентом с согласия Совета Республики, из числа судей Высшего Хозяйственного Суда | Назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда | |
Срок полномочий всех этих должностных лиц - пять лет. Повторное назначение – без ограничений |
Полномочия председателя и его заместителей, почти полностью аналогичны полномочиям соответствующих лиц Верховного суда, которые уже рассматривались. Они определены ст. 70 – 72 Кодекса о судоустройстве.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда, является коллегиальным органом, обладающим наиболее широким объемом полномочий различного характера. Функции и организация Пленума ВХС почти полностью аналогичны Пленуму ВС. При этом однако необходимо отметить, что Пленум ВХС наделен и судебными полномочиями (надзорная инстанция и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам), тогда как Пленум ВС – только организационными.
Помимо этого, есть и незначительные отличия по составу, рассмотренные ниже.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда |
Состав определен ст. 73 Кодекса о судоустройстве. Как и для Пленума ВСК участников можно разделить на три группы: Обязательные участники (состав Пленума):
Помимо этого закон предоставляет право участвовать в заседаниях Пленума и целому ряду иных лиц. Это необязательные участники (их может не быть), они не входят в состав Пленума и не обладают правом голоса. Такие участники подразделяются на две группы: Лица могущие участвовать в заседаниях Пленума по собственной инициативе:
|
Помимо этого, в заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда по приглашению Председателя могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, работники аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов, общественных объединений и научных учреждений, а также граждане.
Компетенция Пленума Высшего Хозяйственного Суда1, мало отличается от компетенции рассмотренного уже Верховного Суда. Вместе с тем необходимо отметить некоторые особенности:
1 | Пленума Высшего Хозяйственного Суда обладает судебными полномочиями (которых, ясный хрен, нет у Пленума Верховного Суда) |
2 | Полномочия распространяются только на систему хозяйственных (а не общих как у Пленума ВС) судов |
3 | «Специализированный» характер некоторых полномочий (например, полномочия 1 и 4 и другие) |
В остальном, все обычно (ст. 74 Кодекса) – судебные полномочия:
|
Организационные полномочия Пленума:
|
Порядок работы Пленума и Президиума ВХС мало того что полностью одинаковы, так еще и ничем не отличаются от соответствующих элементов Верховного Суда (статьи Кодекса явно писались методом «копирования-вставки»). Вот и прекрасно, нам же проще:
Порядок работы Пленума и Президиума ВХС |
Порядок созыва Пленума (ст. 75) и Президиума (ст. 78) Высшего хозяйственного суда_ Работа осуществляется в форме заседаний. Такие заседания проводятся по мере необходимости (для Пленума – не реже одного раза в три месяца). Созываются Председателем Верховного Суда (в его отсутствие - первым заместителем Председателя Верховного Суда). О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума и лица могущие участвовать в его заседаниях. |
Условие правомочности_ Пленум и Президиум Верховного Суда правомочны решать вопросы при наличии на заседаниях большинства их членов. В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседания. |
Принятие решений_ Решения Пленума и Президиума принимаются в форме постановлений. Такие постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума или Президиума. Члены Пленума (Президиума) не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления подписываются председательствующим на заседании (а постановления Пленума - еще и секретарем Пленума). |
Иное_ Порядок подготовки и работы Пленума и Президиума определен их Регламентами. Для Пленума, Кодекс устанавливает еще некоторые положения: для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа своих членов. Организационную работу по подготовке заседаний Пленума осуществляет Секретарь Пленума. |
Президиум Высшего Хозяйственного суда – коллегиальный орган по функциям и организации почти не отличающийся от Президиума Верховного суда.
Единственное отличие – несколько более широкий состав Президиума ВХС. Круг обязательных участников такой же (ст. 76), помимо этого, могут участвовать лица приглашенные Председателем ВХС. Однако в заседаниях могут участвовать (по собственной инициативе) Генеральный прокурор РБ и его заместители (такого положения нет в отношении Президиума ВС). Таким образом:
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь | |
Состав (ст. 76) | «Обязательные» члены Президиума:
Вправе участвовать по собственной инициативе:
Могут участвовать по приглашению Председателя ВХС:
|
Формирование (ст. 76) | Состав Президиума утверждается Президентом, по представлению Председателя ВХС. В таком же порядке устанавливается и количество членов Президиума. |
Компетенция Президиума ВХС также почти не отличается от полномочий Президиумов областных и Верховного суда. Как и в судах общей юрисдикции, Президиум осуществляет две группы полномочий (ст. 77):
Полномочия Президиума Высшего хозяйственного суда |
Судебные (процессуальные) полномочия
|
Организационные полномочия
|
Порядок работы Президиума ВХС установлен ст. 78 Кодекса о судоустройстве, он вполне обычен, для этого структурного элемента суда и уже рассмотрен выше.
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного суда – это элементы структуры суда для специализированного рассмотрения отдельных категорий дел или выступающие определенными инстанциями.
Как видно из определения, место судебных коллегий и их функции не отличаются от судебных коллегий Верховного суда. Полностью аналогичны и другие элементы их статуса:
Состав (ч. 1, ст. 79) | Состоят из судей Высшего Хозяйственного суда Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. |
Формирование (ч. 2, ст. 79) | Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. |
«Трансферт» (ч. 3, ст. 79) | Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. |
Компетенция (ст. 80) | Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. |
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. |
- Оглавление Правоохранительная деятельность и ее субъекты 6
- Правовой статус судей и народных заседателей 15
- Оперативно-розыскная деятельность 144
- Адвокатура Республики Беларусь 148
- Нотариат Республики Беларусь 159
- Правоохранительная деятельность и ее субъекты
- Понятие и черты правоохранительной деятельности
- Направления (виды) правоохранительной деятельности
- Субъекты правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы
- Суд как правоохранительный орган – понятие и черты
- Понятие о правосудии. Характерные черты правосудия. Формы правосудия
- Правосудие – урегулированная законом деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании и разрешению правовых споров, с вынесением по ним окончательных решений обязательных для исполнения
- Правовой статус судей и народных заседателей
- Понятие и элементы правового статуса судьи
- Черты правового статуса судей
- Порядок назначения судей. Требования к судьям и кандидатам судьи. Права и обязанности судей
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей. Органы квалификационной аттестации и порядок их деятельности
- Дисциплинарная ответственность судей
- Приостановление и прекращение полномочий судей. Отставка судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Материальное и социальное обеспечение
- Материальное и социальное обеспечение
- Народные заседатели: понятие и правовой статус
- Понятие и элементы судебной системы
- Понятие и принципы построения судебной системы
- Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
- Элементы судебной системы – звенья и ветви. Общие и специализированные суды
- Судебные инстанции
- Районные (городские) суды
- Понятие и характерные черты районных судов
- Компетенция и структура районных судов
- Областные (Минский городской) суды
- Понятие и компетенция областных судов
- Структура и состав областных судов. Президиум областного суда. Судебные коллегии
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Понятие, характерные черты и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь
- Состав и структура Верховного Суда. Пленум Верховного Суда
- Хозяйственные суды
- Понятие, черты, принципы деятельности хозяйственных судов
- Общая характеристика системы хозяйственных судов Республики Беларусь
- Хозяйственные суды областей (г. Минска)
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
- Исполнение судебных решений
- Понятие и значение исполнения судебных актов
- Система органов исполнения судебных решений в Республике Беларусь. Служба судебных исполнителей
- Правовой статус судебных исполнителей (требования, порядок назначение, права и обязанности)
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности конституционного суда
- Компетенция Конституционного Суда. Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд
- Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда. Статус судей кс
- Порядок деятельности и акты Конституционного Суда
- Аппарат Конституционного Суда
- Органы судейского сообщества
- Понятие судейского сообщества и его задачи. Общая характеристика органов судейского сообщества
- Съезд судей Республики Беларусь
- Президиум
- Республиканский совет судей
- Председатель рсс
- Конференции судей
- Квалификационные коллегии судей
- Органы внутренних дел
- Понятие, задачи, система органов внутренних дел
- Органы государственной безопасности
- Понятие национальной (государственной) безопасности
- Органы государственной безопасности – понятие, принципы организации, полномочия и система
- Система органов государственной безопасности. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
- Прокуратура Республики Беларусь
- Учреждение и развитие прокуратуры
- Понятие, задачи и принципы деятельности прокуратуры
- Система органов прокуратуры Республики Беларусь
- Правовой статус прокурорских работников. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на службу в органы прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
- Назначает
- Органы предварительного расследования
- Предварительное расследование – понятие, задачи и виды. Органы предварительного расследования
- Система органов предварительного следствия в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Действующая система органов дознания в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Органы дознания
- Правовой статус должностных лиц предварительного расследования. Следователи и дознаватели. Процессуальная самостоятельность
- Оперативно-розыскная деятельность
- Понятие, принципы осуществления и задачи оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и порядок их производства
- Органы, осуществляющие орд. Права и обязанности органов орд
- Адвокатура Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Организационные формы деятельности адвокатуры. Коллегии адвокатов. Юридические консультации
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Статус адвокатов и иных лиц
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Прекращение членства в коллегии адвокатов. Лишение права на занятие адвокатской деятельности, аннулирование лицензии
- Нотариат Республики Беларусь
- Понятие, принципы и организация нотариата
- Компетенция нотариата. Нотариальные действия
- Система органов нотариата в Беларуси. Организационные формы деятельности нотариата
- Правовой статус нотариусов. Частные и государственные нотариусы. Лицензирование деятельности и аттестация нотариусов
- Права и обязанности нотариусов. Ответственность нотариусов