logo
Судоустройство

Система органов прокуратуры Республики Беларусь

Система органов прокуратуры определена ст. 16 Закона «О прокуратуре». В соответствии с ней «единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь»

Из такого описания системы вряд ли что-либо поймет, даже тот, кто его придумал, поэтому придется нарисовать схему отдельно.

В «переводе на русский» выглядит все примерно так:

Генеральная Прокуратура Республики Беларусь

Территориальные прокуратуры

Специализированные прокуратуры

Военные

Транспортные

Иные

Прокуратуры областей

(г. Минска)

Белорусская военная прокуратура

Прокуратура по надзору за исправительными учреждениями

Белорусская транспортная прокуратура

Прокуратуры районов (городов) и межрайонные прокуратуры

Межгарнизонные военные прокуратуры

Теперь, когда все относительно ясно, посмотрим на принципы построения системы органов прокуратурыони почти полностью аналогичны уже рассмотренным принципам организации судебной системы (да и систем иных правоохранительных органов):

1

Единство

Система органов прокуратуры является единой для всей Республики Беларусь – в нее входят прокуратуры, действующие на основе единого законодательства и по единой процедуре

2

Централизация

Эта специфическая черта (не характерная, например, для судебной системы – она децентрализована).

Все (я сказал все!) прокуратуры (и территориальные и специализированные) возглавляет Генеральная прокуратура

3

Территориальность

Как и системы других органов государства, система органов прокуратуры построена в соответствии с административно-территориальным делением страны

4

Специализация

Прокуратуры подразделяются на две группы: территориальные (общей компетенции) и специализированные (осуществляют надзор в одной сфере отношений)

Хотя система органов прокуратуры напоминает рассмотренную уже судебную систему (принципы территориальности и специализации присутствуют и там и здесь), в действительности есть и отличия:

Особенности системы органов прокуратуры

1

Система органов прокуратуры централизована – все прокуратуры (и территориальные и специализированные) подчинены единой Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.

Судебная система – децентрализованная (у каждой ветви судов – свой высший орган, единого органа нет).

2

В системе органов прокуратуры действуют отношения административной власти (власти – подчинения). Нижестоящие прокуратуры подчинены вышестоящим, указания соответствующих прокуроров обязательны для исполнения, возможна и отмена решений.

3

В отличие от судов, не подчиненных никому, систему прокуратуры фактически возглавляет Президент – ст. 127 Конституции «в своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту».

4

В системе прокуратуры возможно создание неких «иных государственных организаций» (ст. 16) по решению Президента, что невозможно для судебной системы.