logo
Судоустройство

Понятие, черты, принципы деятельности хозяйственных судов

Хозяйственные суды Республики Беларусь относятся к специализированным судам. Этот вид судов существует в судебных системах большинства современных государств, хотя их организация и полномочия могут различаться. Они могут образовывать самостоятельные системы органов (в рамках единой судебной системы), или действовать в составе иных судов (например, особые элементы в структуре общих судов).

Главная черта специализированных судов – как это и отражено в их названии – они предназначены для рассмотрения определенного круга дел, выделенных по каким - либо признакам. Как правило, для эффективного осуществления правосудия по таким делам, судьи должны обладать специальной подготовкой, которой нет у судей общих судов (судья не может быть компетентным во всех вопросах)

Среди специализированных судов особое место занимают хозяйственные (в других странах могут называться по разному – торговые, коммерческие, экономические и др., но сущность одинакова).

Задачей таких судов, является рассмотрение споров возникающих между субъектами хозяйственной (экономической) деятельности. Таким образом, можно выделить два признака, по которым дело можно отнести к компетенции хозяйственного суда (вообще эти признаки относиться к любому специализированному суду):

1

Субъектный признак

Особые субъекты спора_

Означает, что субъектами спора подсудного хозяйственному суду, могут являться только физические или юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность (зарегистрированные в установленном порядке в качестве таких субъектов).

Иные лица не могут быть субъектами хозяйственных споров (их дела рассматриваются как гражданские, судами общей юрисдикции).

2

Предметный признак

Особый предмет спора_

Означает, что спор возник по поводу осуществления именно хозяйственной (экономической, предпринимательской) деятельности, или его сущность вытекает из осуществления такой деятельности.

Действующий Кодекс о судоустройстве и статусе судей, предусматривает возможность создания и иных специализированных судов. Такие суды создаются в установленном порядке (см. например ст. 29 Кодекса), если в них возникнет необходимость.

На настоящий момент, такие суды однако отсутствуют – единственным видом специализированных судов (учитывая что военные отнесены законом к общим судам) в Республике Беларусь пока являются хозяйственные суды.

В этом смысле термины «хозяйственные» и «специализированные» суды можно рассматривать как равнозначные, хотя вообще второй имеет более широкое содержание (хозяйственные – всего лишь один из видов специализированных судов).

Подводя итог сказанному выше, можно дать следующее определение:

Хозяйственный суд – специализированный судебный орган, действующий на основе закона и входящий в судебную систему Республики Беларусь, осуществляющий правосудие в сфере экономических (хозяйственных) отношений

Хозяйственные суды характеризуются следующими чертами:

Характерные черты хозяйственных судов

1

Место среди органов власти

Как и общие суды, хозяйственные являются органами судебной власти. Все признаки свойственные судебной власти относятся и к хозяйственным судам. Деятельность хозяйственных судов (также как и иных) осуществляется в форме правосудия

2

Статус судей

Судьи хозяйственных судов обладают таким же статусом что и общих (те же черты).

Отличие – наличие у судей специальной подготовки в области хозяйственного права и экономики

3

Структура

Структура хозяйственных судов содержит, в общем, те же элементы что и общих (судебные коллегии, президиум и др.), однако сами эти элементы иные – они приспособлены для эффективного рассмотрения экономических споров

4

Особенности инстанций

В системе хозяйственных судов, существует инстанция, отсутствующая в общих – апелляционная (а значит и новые структурные элементы – напр. апелляционная коллегия)

5

Особенности процесса

Порядок судопроизводства в хозяйственных судах, определен специальным нормативным актом – Хозяйственным процессуальным кодексом (самостоятельная форма судопроизводства, значит и отдельный процессуальный кодекс)

Как специализированные органы судебной власти хозяйственные суды решают следующие задачи, определенные законом (ст. 4 ХПК):

  1. правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

  2. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

  3. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

  4. исполнение установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

  5. содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;

  6. укрепление авторитета судебной власти.

В современном государстве, экономической основой которого является рыночная экономика, хозяйственные суды играют очень важную роль. Осуществляя охрану прав и интересов субъектов такой экономики, они тем самым способствуют укреплению и развитию самой системы рыночных отношений. Без такой правовой охраны, нормальное осуществление многих экономических прав граждан и юридических лиц, становиться невозможным.