Система органов нотариата в Беларуси. Организационные формы деятельности нотариата
Нотариат не имеет единой и централизованной системы органов в масштабах страны. Закон предусматривает два вида нотариата (государственный и частный) и различные организационные формы его деятельности, следовательно, в разных территориальных единицах могут действовать либо определенные из них, либо все вместе.
Как и в случае адвокатуры, разнообразие организационных форм деятельности повышает качество услуг нотариата, создает конкуренцию, обеспечивает большую доступность для граждан.
Закон «О нотариате» предусматривает следующие организационные формы его деятельности:
Организационные формы деятельности нотариата
Государственный нотариат | Частный нотариат |
В форме системы государственных нотариальных контор. | В форме нотариальных бюро |
Длительное время, в советский период существовала только одна форма – государственный нотариат. Частный нотариат появился относительно недавно, формирование его системы пока только начинается. Следовательно, основной формой деятельности нотариата, в настоящее время является государственный нотариат.
Государственный нотариат – это совокупность должностных лиц (государственных нотариусов) осуществляющих свои полномочия в соответствующих государственных нотариальных конторах.
Систему органов государственного нотариата, таким образом, составляет сеть вышеуказанных контор.
В соответствии со ст. 14 закона, государственные нотариальные конторы (ГНК) являются организационной формой деятельности государственного нотариата.
Система ГНК организована по территориальному принципу - конторы образуются в следующих административно-территориальных единицах (ст. 14): районах, городах, районах городов.
В Минске и городах являющихся областными центрами, одна из нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы (ПГНК). Статус такой конторы характеризуется двумя чертами:
Первая государственная нотариальная контора | |
1 | совершает наиболее сложные нотариальные действия |
2 | осуществляет методическое руководство конторами на соответствующей территории |
Таким образом, система нотариальных контор в таких городах, выглядит следующим образом (на примере г. Минска):
Первая государственная нотариальная контора г. Минска
Нотариальные конторы районов города | |||||
ГНК Фрунзенского района | ГНК Заводского района | ГНК Партизанского района | ГНК Ленинского района | ||
ГНК Октябрьского района | ГНК Центрального района | ГНК Московского района |
Закон «О нотариате» указывает, что ГНК не являются юридическими лицами и входят в систему Министерства юстиции Республики Беларусь.
Министерство юстиции осуществляет следующие полномочия в отношении контор:
ведет реестр ГНК;
утверждает штатное расписание;
определяет порядок деятельности ГНК;
Структура государственных нотариальных контор одинакова и включает следующие элементы:
Государственная нотариальная контора |
Заведующий государственной нотариальной конторы
Заместитель заведующего государственной нотариальной конторы
Старший государственный нотариус | Государственные нотариусы | Консультант нотариальной конторы | Нотариальный архив |
Совершает наиболее сложные нотариальные действия | В составе конторы может быть один или несколько нотариусов | Дает консультации по законодательству в связи с деятельностью конторы | Хранит документы о нотариальной деятельности. |
Частный нотариат – это совокупность частных нотариусов, осуществляющих деятельность на основе лицензий полученных в установленном порядке.
Организационной формой частного нотариата являются нотариальные бюро (ст.16 Закона).
Нотариальное бюро состоит из одного или более частных нотариусов. Нотариальные бюро образуются в следующих административно-территориальных единицах:
Нотариальные бюро
В пределах нотариального округа | В пределах административно-территориальной единицы |
Их образование предусмотрено ст. 15 закона Нотариальный округ это территория осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части, частным нотариусом. Создаются Министерством юстиции, для совершенствования нотариального обслуживания населения. Если нотариальный округ создан – частный нотариус осуществляет деятельность в его пределах | Если округа нет, нотариальное бюро располагается в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой нотариус вправе осуществлять свою деятельность
|
Закон указывает, что в составе нотариальных бюро находящихся в Минске и областных центрах должны работать не менее двух нотариусов.
Нотариальные бюро не являются юридическими лицами. В систему Министерства юстиции не входят, государственными органами не являются.
- Оглавление Правоохранительная деятельность и ее субъекты 6
- Правовой статус судей и народных заседателей 15
- Оперативно-розыскная деятельность 144
- Адвокатура Республики Беларусь 148
- Нотариат Республики Беларусь 159
- Правоохранительная деятельность и ее субъекты
- Понятие и черты правоохранительной деятельности
- Направления (виды) правоохранительной деятельности
- Субъекты правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы
- Суд как правоохранительный орган – понятие и черты
- Понятие о правосудии. Характерные черты правосудия. Формы правосудия
- Правосудие – урегулированная законом деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании и разрешению правовых споров, с вынесением по ним окончательных решений обязательных для исполнения
- Правовой статус судей и народных заседателей
- Понятие и элементы правового статуса судьи
- Черты правового статуса судей
- Порядок назначения судей. Требования к судьям и кандидатам судьи. Права и обязанности судей
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей. Органы квалификационной аттестации и порядок их деятельности
- Дисциплинарная ответственность судей
- Приостановление и прекращение полномочий судей. Отставка судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Материальное и социальное обеспечение
- Материальное и социальное обеспечение
- Народные заседатели: понятие и правовой статус
- Понятие и элементы судебной системы
- Понятие и принципы построения судебной системы
- Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
- Элементы судебной системы – звенья и ветви. Общие и специализированные суды
- Судебные инстанции
- Районные (городские) суды
- Понятие и характерные черты районных судов
- Компетенция и структура районных судов
- Областные (Минский городской) суды
- Понятие и компетенция областных судов
- Структура и состав областных судов. Президиум областного суда. Судебные коллегии
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Понятие, характерные черты и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь
- Состав и структура Верховного Суда. Пленум Верховного Суда
- Хозяйственные суды
- Понятие, черты, принципы деятельности хозяйственных судов
- Общая характеристика системы хозяйственных судов Республики Беларусь
- Хозяйственные суды областей (г. Минска)
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
- Исполнение судебных решений
- Понятие и значение исполнения судебных актов
- Система органов исполнения судебных решений в Республике Беларусь. Служба судебных исполнителей
- Правовой статус судебных исполнителей (требования, порядок назначение, права и обязанности)
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности конституционного суда
- Компетенция Конституционного Суда. Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд
- Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда. Статус судей кс
- Порядок деятельности и акты Конституционного Суда
- Аппарат Конституционного Суда
- Органы судейского сообщества
- Понятие судейского сообщества и его задачи. Общая характеристика органов судейского сообщества
- Съезд судей Республики Беларусь
- Президиум
- Республиканский совет судей
- Председатель рсс
- Конференции судей
- Квалификационные коллегии судей
- Органы внутренних дел
- Понятие, задачи, система органов внутренних дел
- Органы государственной безопасности
- Понятие национальной (государственной) безопасности
- Органы государственной безопасности – понятие, принципы организации, полномочия и система
- Система органов государственной безопасности. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
- Прокуратура Республики Беларусь
- Учреждение и развитие прокуратуры
- Понятие, задачи и принципы деятельности прокуратуры
- Система органов прокуратуры Республики Беларусь
- Правовой статус прокурорских работников. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на службу в органы прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
- Назначает
- Органы предварительного расследования
- Предварительное расследование – понятие, задачи и виды. Органы предварительного расследования
- Система органов предварительного следствия в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Действующая система органов дознания в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Органы дознания
- Правовой статус должностных лиц предварительного расследования. Следователи и дознаватели. Процессуальная самостоятельность
- Оперативно-розыскная деятельность
- Понятие, принципы осуществления и задачи оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и порядок их производства
- Органы, осуществляющие орд. Права и обязанности органов орд
- Адвокатура Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Организационные формы деятельности адвокатуры. Коллегии адвокатов. Юридические консультации
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Статус адвокатов и иных лиц
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Прекращение членства в коллегии адвокатов. Лишение права на занятие адвокатской деятельности, аннулирование лицензии
- Нотариат Республики Беларусь
- Понятие, принципы и организация нотариата
- Компетенция нотариата. Нотариальные действия
- Система органов нотариата в Беларуси. Организационные формы деятельности нотариата
- Правовой статус нотариусов. Частные и государственные нотариусы. Лицензирование деятельности и аттестация нотариусов
- Права и обязанности нотариусов. Ответственность нотариусов