Дисциплинарная ответственность судей
Дисциплинарная ответственность является установленным законом механизмом, позволяющим обеспечить соблюдение судьями требований трудового законодательства, порядка судопроизводства установленного законом, правил судейской этики.
Таким образом, можно дать следующее определение:
Дисциплинарная ответственность – это установленная законом система мер юридического воздействия (дисциплинарных взысканий), применяемых в определенном законом порядке к судьям, допустившим при осуществлении своих обязанностей нарушения указанные в законе.
Содержание, основания и порядок применения дисциплинарной ответственности судей определены гл.11 Кодекса о судоустройстве и статусе судей (ст. 111 – 122):
Основания дисциплинарной ответственности | Ст.111 Кодекса указывает следующие основания:
Не является основанием дисциплинарной ответственности:
|
Виды дисциплинарных взысканий | Перечень взысканий установлен ст.112 Кодекса:
При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. |
Сроки | Определены ст. 113 Кодекса: дисциплинарное взыскание применяется не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее шести месяцев со дня его совершения. Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а также по инициативе председателя соответствующего суда, наложившего дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей. |
Прекращение | При наличии условий установленных ст.120: отсутствие оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; пропуск сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 113 Кодекса; нецелесообразность наложения дисциплинарного взыскания (если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей) |
Обжалование | По правилам ст. 121 Решения председателей судов областного уровня (специализированных судов соответствующих звеньев) обжалуются председателю Верховного суда (Высшего хозяйственного суда). Решения председателя Верховного (Высшего хозяйственного) суда могут быть обжалованы в соответствующий президиум. |
Процедура применения мер дисциплинарной ответственности установленная законом называется дисциплинарным производством. Органы, осуществляющие его, а также сам порядок осуществления регулируется ст. 114 – 119 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.
Органы, осуществляющие дисциплинарное производство определены ст.114:
Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.
Поскольку закон предусматривает систему квалификационных коллегий, та же статья устанавливает следующее распределение компетенции между ними (каждая коллегия имеет свою компетенция в отношении судей, председателей судов и их заместителей):
Вид коллегии | Судьи, в отношении которых осуществляется производство |
Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь |
|
Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов |
|
Квалификационная коллегия судей военных судов |
|
Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов |
|
Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.
Процедура дисциплинарного производства состоит из следующих стадий:
Проверка информации о дисциплинарном проступке | Лицо, возбуждающее дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и иных лиц письменных объяснений, истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения или заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства. | |
Возбуждение дисциплинарного производства | Начинается с издание акта о возбуждении дисциплинарного производства. Вид акта зависит от лица возбуждающего производство:
Содержание акта - должны быть указаны основания для возбуждения дисциплинарного производства. Далее Акт направляется с необходимыми материалами в соответствующую квалификационную коллегию судей. Отзыв акт о возбуждении дисциплинарного производства может быть отозвано возбудившим его лицом до начала осуществления квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства. Право судьи: судья, акт о возбуждении дисциплинарного производства отзывается, вправе потребовать осуществления квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства. | |
Рассмотрение материалов квалификационной коллегией | До начала осуществления квалификационной коллегией судей дисциплинарного производства при необходимости производится дополнительная проверка оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, проведение которой председатель квалификационной коллегии судей поручает одному из членов коллегии. В случае проведения дополнительной проверки оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности сроки, предусмотренные статьей 113 настоящего Кодекса, приостанавливаются. По представлению председателя квалификационной коллегии судей в проведении проверки могут принимать участие работники соответствующих судов и управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов. В необходимых случаях истребуются дополнительные документы и материалы. | |
Вынесение заключения коллегии | Виды заключений и порядок из вынесения определен ст. 118 Виды заключений
Куда направляются Заключение носит рекомендательный характер, окончательное решение принимает председатель суда. Поэтому материалы дисциплинарного производства направляются для принятия решений председателям соответствующих судов. Если принято заключение об освобождении судьи от должности – оно направляется лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту. Порядок принятия заключения принимается большинством голосов членов квалификационной коллегии судей, участвовавших в дисциплинарном производстве, излагается в письменной форме и подписывается председательствующим и членами квалификационной коллегии судей. Особое мнение Коли таковое есть, член коллегии, вправе изложить его в письменной форме. Особое мнение прилагается к материалам по дисциплинарному производству. Оглашение Заключение по результатам дисциплинарного производства в отношении судьи оглашается на заседании коллегии. Содержание заключения В заключении по результатам дисциплинарного производства должны быть указаны наименование квалификационной коллегии судей, ее состав; место и время осуществления дисциплинарного производства; должность, фамилия, имя, отчество судьи, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство; должность, фамилия, имя, отчество лица, возбудившего дисциплинарное производство; обстоятельства дисциплинарного производства, объяснения судьи и данные о его личности; мотивы принятия заключения. | |
Принятие решения по делу | Виды решений и порядок их принятия определены ст. 119 Кодекса: Поскольку заключения коллегий, как уже отмечалось, носят рекомендательный характер, дисциплинарное производство завершается не их вынесением, а принятием по ним решений Субъекты, имеющие такое право: | |
Кто принимает | В отношении кого | |
председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов | заместителей председателей и судей этих судов, а также председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных, межгарнизонных военных судов; | |
Председатель Верховного Суда | заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов; | |
председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных судов | в отношении заместителей председателей и судей этих судов; | |
Председатель Высшего Хозяйственного Суда | заместителей Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных судов. | |
Виды решений
Решения о наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных абзацами пятым и шестым части первой статьи 112 настоящего Кодекса, принимаются Президентом Республики Беларусь. Копия решения по делу о дисциплинарной ответственности в трехдневный срок с момента его вынесения направляется судье, в отношении которого вынесено указанное решение, и лицу, возбудившему дисциплинарное производство, а в отношении судей Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь - Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Копия решения приобщается к личному делу судьи.
|
- Оглавление Правоохранительная деятельность и ее субъекты 6
- Правовой статус судей и народных заседателей 15
- Оперативно-розыскная деятельность 144
- Адвокатура Республики Беларусь 148
- Нотариат Республики Беларусь 159
- Правоохранительная деятельность и ее субъекты
- Понятие и черты правоохранительной деятельности
- Направления (виды) правоохранительной деятельности
- Субъекты правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы
- Суд как правоохранительный орган – понятие и черты
- Понятие о правосудии. Характерные черты правосудия. Формы правосудия
- Правосудие – урегулированная законом деятельность суда по рассмотрению в судебном заседании и разрешению правовых споров, с вынесением по ним окончательных решений обязательных для исполнения
- Правовой статус судей и народных заседателей
- Понятие и элементы правового статуса судьи
- Черты правового статуса судей
- Порядок назначения судей. Требования к судьям и кандидатам судьи. Права и обязанности судей
- Квалификационная аттестация судей. Квалификационные классы судей. Органы квалификационной аттестации и порядок их деятельности
- Дисциплинарная ответственность судей
- Приостановление и прекращение полномочий судей. Отставка судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Меры правовой и социальной защиты судей
- Материальное и социальное обеспечение
- Материальное и социальное обеспечение
- Народные заседатели: понятие и правовой статус
- Понятие и элементы судебной системы
- Понятие и принципы построения судебной системы
- Общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
- Элементы судебной системы – звенья и ветви. Общие и специализированные суды
- Судебные инстанции
- Районные (городские) суды
- Понятие и характерные черты районных судов
- Компетенция и структура районных судов
- Областные (Минский городской) суды
- Понятие и компетенция областных судов
- Структура и состав областных судов. Президиум областного суда. Судебные коллегии
- Верховный Суд Республики Беларусь
- Понятие, характерные черты и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь
- Состав и структура Верховного Суда. Пленум Верховного Суда
- Хозяйственные суды
- Понятие, черты, принципы деятельности хозяйственных судов
- Общая характеристика системы хозяйственных судов Республики Беларусь
- Хозяйственные суды областей (г. Минска)
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь
- Исполнение судебных решений
- Понятие и значение исполнения судебных актов
- Система органов исполнения судебных решений в Республике Беларусь. Служба судебных исполнителей
- Правовой статус судебных исполнителей (требования, порядок назначение, права и обязанности)
- Конституционный Суд Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности конституционного суда
- Компетенция Конституционного Суда. Субъекты, имеющие право обращения в Конституционный Суд
- Состав, структура и порядок формирования Конституционного Суда. Статус судей кс
- Порядок деятельности и акты Конституционного Суда
- Аппарат Конституционного Суда
- Органы судейского сообщества
- Понятие судейского сообщества и его задачи. Общая характеристика органов судейского сообщества
- Съезд судей Республики Беларусь
- Президиум
- Республиканский совет судей
- Председатель рсс
- Конференции судей
- Квалификационные коллегии судей
- Органы внутренних дел
- Понятие, задачи, система органов внутренних дел
- Органы государственной безопасности
- Понятие национальной (государственной) безопасности
- Органы государственной безопасности – понятие, принципы организации, полномочия и система
- Система органов государственной безопасности. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь
- Прокуратура Республики Беларусь
- Учреждение и развитие прокуратуры
- Понятие, задачи и принципы деятельности прокуратуры
- Система органов прокуратуры Республики Беларусь
- Правовой статус прокурорских работников. Требования, предъявляемые к лицам, поступающим на службу в органы прокуратуры
- Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.
- Назначает
- Органы предварительного расследования
- Предварительное расследование – понятие, задачи и виды. Органы предварительного расследования
- Система органов предварительного следствия в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Действующая система органов дознания в Республике Беларусь, их задачи и компетенция
- Органы дознания
- Правовой статус должностных лиц предварительного расследования. Следователи и дознаватели. Процессуальная самостоятельность
- Оперативно-розыскная деятельность
- Понятие, принципы осуществления и задачи оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскные мероприятия. Основания и порядок их производства
- Органы, осуществляющие орд. Права и обязанности органов орд
- Адвокатура Республики Беларусь
- Понятие, задачи и принципы деятельности адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Организационные формы деятельности адвокатуры. Коллегии адвокатов. Юридические консультации
- Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Статус адвокатов и иных лиц
- Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности
- Прекращение членства в коллегии адвокатов. Лишение права на занятие адвокатской деятельности, аннулирование лицензии
- Нотариат Республики Беларусь
- Понятие, принципы и организация нотариата
- Компетенция нотариата. Нотариальные действия
- Система органов нотариата в Беларуси. Организационные формы деятельности нотариата
- Правовой статус нотариусов. Частные и государственные нотариусы. Лицензирование деятельности и аттестация нотариусов
- Права и обязанности нотариусов. Ответственность нотариусов