logo
Судоустройство

Понятие, характерные черты и компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верхним (республиканским) звеном в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Республики Беларусь. Статус этого суда определяется следующими чертами:

Место суда

Высшее звено судебной системы и высшая судебная инстанция (здесь данные понятия совпадают). Обладает наибольшим объемом полномочий по пересмотру решений всех судов Республики Беларусь

Территориальная юрисдикция

Полномочия Верховного Суда не ограничены какой-либо административно-территориальной единицей (районом, областью), а распространяются на всю территорию Республики Беларусь.

Характер полномочий

Помимо судебных, Верховный Суд обладает значительными полномочиями по организационному руководству судебной системой.

При этом, такие полномочия здесь являются не вспомогательными по отношению к судебным, а фактически выступают как основные

Таким образом, можно дать следующее определение:

Верховный суд Республики Беларусь – судебный орган высшего уровня, осуществляющий правосудие, возглавляющий судебную систему страны, осуществляющий надзор за нижестоящими судами и организационное руководство ими

Из данного определения, очевидны функции Верховного суда, перечисленные в ст. 44 Кодека о судоустройстве:

Функции Верховного Суда Республики Беларусь

возглавляет систему общих судов

Является высшим органом правосудия по всем категориям дел

Осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов

Выполняет иные функции в соответствии с законодательными актами

Посмотрим, что представляет собой компетенция Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 46 Кодекса):

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 46)

1

Судебные (процессуальные) полномочия_

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

2

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

1

Организационные полномочия_

вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

2

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

3

осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

4

оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

5

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

6

изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

7

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

8

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Как видно, в компетенции Верховного Суда организационные полномочия действительно занимают не менее важное место, чем судебные.

Вместе с тем, являясь полноценным звеном судебной системы, Верховный Суд конечно выступает и в качестве судебной инстанции. При этом, однако, следует отметить, что объем дел рассматриваемых по первой инстанции невелик (по сравнению с нижестоящими судами) – только самые сложные и важные дела, прямо отнесенные к компетенции Верховного Суда законом.

Значительно больше роль Верховного Суда в качестве последующих инстанции (кассационное, надзорное, и возможно апелляционное производство, если оно появиться в гражданском и уголовном процессе).

Как и для областных судов, процессуальное законодательство устанавливает категории гражданских и уголовных дел рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции:

Гражданские дела (ст. 45 ГПК РБ)

Уголовные дела (ст. 269 УПК РБ)

Верховный суд вправе изъять любое гражданское (уголовное) дело из нижестоящего суда и принять к своему рассмотрению

Дела, которые подсудны ему в соответствии с актами законодательства:

  • по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан,

  • по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений,

  • по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума, по жалобам на отказ в регистрации политических партий,

  • по заявлениям о прекращении деятельности политических партий,

  • по жалобам на решения Президента по вопросам гражданства,

  • по жалобам на отказ Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты,

  • дела по спорам связанным с интеллектуальной собственностью (патентные дела)

  • другие дела.

Здесь предусмотрены только две категории уголовных дел:

  • о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и судьями;

  • переданные в данный суд с согласия, обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства в случаях, предусмотренных статьей 274 УПК.