logo search
Зач

8. Правовые основы реализации товара

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:

-осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

- передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;

- передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества при ликвидации хозяйствующего субъекта.

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

- договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

- договоры, направленные на передачу результатов работ;

- договоры, направленные на оказание услуг.

Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК РФ, а также специальными законами: "О лизинге", "Об оценочной деятельности в РФ", "О рекламе", "О почтовой связи" и др.

Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Так, в Москве распоряжением Мэра Москвы от 15 апреля 1996 г. N° 212 создан Ярмарочный центр московской промышленности. Координацией выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России занимается постоянно действующая комиссия, положение о которой было утверждено Постановлением коллегии Минсельхозпрода РФ от 22 апреля 1999 г. Комиссия представляет АПК России на международных выставках, принимает решения рекомендательного характера по ярмарочно-выставочной деятельности.

Порядок заключения договоров на товарных биржах определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" и правилами биржевой торговли, которые принимаются на каждой товарной бирже. Особенностями биржевых сделок являются заключение их участниками биржевой торговли; заключение сделок в ходе биржевых торгов; заключение сделок в отношении биржевого товара; регистрация заключенных сделок на бирже.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи.