23. Правовые основы создания и функционир-я товарной биржи
Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап — формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи — утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап — государственная регистрация и лицензирование.
Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
Основное требование в этой сфере — сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).
Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами.
Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены — с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.
Члены биржи обладают комплексом прав; в частности, они могут:
• участвовать в биржевых торгах;
• участвовать в принятии решений на общих собраниях членов, а также в работе других органов управления биржей — в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;
• получать часть распределяемой прибыли (если биржа создана как коммерческая организация).
Отметим, что наиболее важные привилегии членов биржи — допуск в торговый зал и уменьшение платы за биржевые сделки.
Всех членов товарной биржи законодательство подразделяет на две группы: те, кто выступает в качестве брокерских фирм или независимых брокеров, и те, кто этим качеством не обладает. Брокерская фирма представляет собой коммерческую организацию, созданную специально для участия в биржевой торговле и оказания посреднических услуг. Брокерская контора - обособленное структурное подразделение организации (филиал, представительство), имеющее отдельный баланс и расчетный счет. Независимый брокер – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юр.лица.
Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность — совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара — такая деятельность называется дилерской.
Высший орган управления товарной биржи — Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.
С учетом организационно-правовой формы для управления биржей создается постоянно действующий орган — биржевой комитет (совет директоров). Он осуществляет главным образом текущий контроль за деятельностью биржи и ее исполнительным органом.
Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.
Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных.
Функциональные органы управления биржи –это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Коммерческое право как учебная дисциплина и его предмет
- 2. Субъекты коммерческого права
- 3. Специальные участники торгового оборота
- 4. Понятие о принципах коммерческого права рф
- 5. Источники коммерческого права рф
- 6. Выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе …
- 7. Понятие товара, виды, правовой режим
- 8. Правовые основы реализации товара
- 9. Понятие цены. Виды цен
- 10. Договорная (свободная) цена на товары
- 11. Государственное регулирование цен
- 12. Государственное регулирование монополистических цен
- 13. Стандартизация
- 14. Единство измерений
- 15. Сертификация
- 16. Приемка товаров по качеству и количеству
- 17. Экспертиза качества
- 18. Понятие и признаки товарного рынка
- 22. Монополистическая деятельность.
- 23. Правовые основы создания и функционир-я товарной биржи
- 24. Правовое регулирование биржевой торговли
- 25. Правовое регулирование оптовых рынков
- 26. Правовое регулирование деятельности ярмарок, выставок-продаж
- 27, 28. Порядок проведения аукционов, конкурсов
- 29. Понятие сделок и контрактов
- 30. Выработка условий торговых договоров
- 31. Виды договоров коммерческого права.
- 1)Виды реализационных договоров:
- 2) Виды посреднических договоров:
- 3) Виды договоров, содействующих торговле:
- 32. Договор оптовой купли-продажи
- 33. Договор поставки
- 34. Договор поставки товаров для гос или муниц. Нужд
- 35. Договор контрактации
- 36. Договор поручения
- 37. Агентский договор
- 38. Договор на проведение маркетинговых исследований
- 39. Реклама
- 40. Рекламный договор
- 41. Особенности размещения рекламы
- 42. Договор перевозки грузов.
- 43. Договор складского хранения.
- 44. Государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности
- 45. Защита от неправомерных действий контролирующих органов
- 46. Претензии и иски
- 47. Рассмотрение споров в арбитражном суде
- 48. Разбирательство торговых споров в третейских судах
- 49. Международный коммерческий арбитраж
- 50. Особенности осуществления защиты прав потребителей