logo
Зач

9. Понятие цены. Виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Можно выделить следующие виды цен:

1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).

5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).

6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 году.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4