logo
Зач

38. Договор на проведение маркетинговых исследований

Сторонами договора являются заказчик и исполнитель. В качестве последнего могут выступать любые субъекты гражданского права - как маркетинговые компании и рекламные агентства, специализирующиеся на проведении соответствующих исследований, так и любые научно - исследовательские организации, высшие учебные заведения, колледжи, физические лица, обладающие нужными навыками и располагающие необходимой для этого материально - технической базой.

Предметом договора является как сама деятельность исполнителя, т.е. операции, осуществляемые маркетологом в ходе исследований, так и их результат - маркетинговая информация, выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете о проведенном исследовании. При этом заказчика интересуют не столько сами исследования, сколько их результат, поскольку целью договора следует признать внедрение полученных результатов в хозяйственную деятельность заказчика. Вместе с тем значимость точного и квалифицированного проведения работ с учетом сравнительно высокой стоимости предполагает контроль заказчика за ходом выполнения работ и результатами их отдельных этапов, что обусловливает включение в предмет договора не только результата, но и самого процесса исследований. Последние заключаются в сборе, переработке и анализе маркетинговой информации и выработке на ее основе выводов и рекомендаций, необходимых заказчику для решения стоящих перед ним проблем. Следовательно, операции, производимые специалистом - маркетологом с полученной информацией, представляют собой основу исследований. Информация может быть получена из системы внутренней отчетности заказчика (баланс, сведения о текущем сбыте, о прибылях и убытках, счета клиентов, сведения о суммах издержек, объеме материальных запасов, результаты предыдущих маркетинговых исследований) либо из специализированных периодических изданий, монографий, баз данных, содержащих нужную информацию, или в ходе проведения массовых опросов населения, наблюдения за поведением потребителей, постановки различных экспериментов.

Затем вся собранная информация анализируется исполнителем. Такой анализ предполагает изучение и обработку полученных данных с помощью специальных научных методов и приемов. Но главной задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи ее заказчику в более удобном виде. Основное - аналитическая, исследовательская деятельность в соответствии с заданием заказчика. Результатом, необходимой конечной целью действий маркетолога будут выводы и заключения по исследуемому кругу вопросов, требующиеся заказчику для принятия управленческих решений.

Исследования, осуществляемые в рамках рассматриваемого договора, проводятся по заданию заказчика, содержащему следующие позиции: проблема, подлежащая разрешению исполнителем, цели и направления исследований, объект исследования (рынок или его сегмент, соответствующая группа потребителей, товар и его качественные характеристики, влияющие на конкурентоспособность, реклама заказчика и ее эффективность, распределительная сеть и т.п.). Подробное содержание задания позволяет выявить требования к результату исследований, а также оценить качество выполненных работ.

Основной обязанностью исполнителя следует признать проведение исследования в соответствии с заданием заказчика (сбор, переработка и анализ информации, а по желанию заказчика - анализ его хозяйственной деятельности и выработка выводов и рекомендаций), передача результатов исследования (отчета) заказчику. Данной обязанности исполнителя корреспондирует право заказчика требовать выполнения исследований, осуществлять контроль за ходом работ и требовать передачи результатов исследования. Соответственно, исполнитель вправе требовать от заказчика выполнения указанных действий, т.е. принятия отчета о проведенном исследовании и оплаты выполненных работ и полученного результата.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4