11. Государственное регулирование цен
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, администлативных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).
Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.
При нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".
Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
Установление твердых фиксированных цен.
Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.
Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Коммерческое право как учебная дисциплина и его предмет
- 2. Субъекты коммерческого права
- 3. Специальные участники торгового оборота
- 4. Понятие о принципах коммерческого права рф
- 5. Источники коммерческого права рф
- 6. Выбор формы предприятия в зависимости от функций в процессе …
- 7. Понятие товара, виды, правовой режим
- 8. Правовые основы реализации товара
- 9. Понятие цены. Виды цен
- 10. Договорная (свободная) цена на товары
- 11. Государственное регулирование цен
- 12. Государственное регулирование монополистических цен
- 13. Стандартизация
- 14. Единство измерений
- 15. Сертификация
- 16. Приемка товаров по качеству и количеству
- 17. Экспертиза качества
- 18. Понятие и признаки товарного рынка
- 22. Монополистическая деятельность.
- 23. Правовые основы создания и функционир-я товарной биржи
- 24. Правовое регулирование биржевой торговли
- 25. Правовое регулирование оптовых рынков
- 26. Правовое регулирование деятельности ярмарок, выставок-продаж
- 27, 28. Порядок проведения аукционов, конкурсов
- 29. Понятие сделок и контрактов
- 30. Выработка условий торговых договоров
- 31. Виды договоров коммерческого права.
- 1)Виды реализационных договоров:
- 2) Виды посреднических договоров:
- 3) Виды договоров, содействующих торговле:
- 32. Договор оптовой купли-продажи
- 33. Договор поставки
- 34. Договор поставки товаров для гос или муниц. Нужд
- 35. Договор контрактации
- 36. Договор поручения
- 37. Агентский договор
- 38. Договор на проведение маркетинговых исследований
- 39. Реклама
- 40. Рекламный договор
- 41. Особенности размещения рекламы
- 42. Договор перевозки грузов.
- 43. Договор складского хранения.
- 44. Государственный контроль за соблюдением правил коммерческой деятельности
- 45. Защита от неправомерных действий контролирующих органов
- 46. Претензии и иски
- 47. Рассмотрение споров в арбитражном суде
- 48. Разбирательство торговых споров в третейских судах
- 49. Международный коммерческий арбитраж
- 50. Особенности осуществления защиты прав потребителей