logo search
TGP

88. Атрибуты и признаки государства.

В контексте рассмотрения вопроса о признаках государства, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о элементы и атрибуты государства, и обратить внимание на то, что иногда:

• признаки государства смешивают с понятием "элементы государства";

• до признаков государства относят ее атрибуты.

Элементы государства - это его вещественные и материализованные проявления государства. К элементам государства относят, например, предприятия, здания, сооружения, оборудования. Наличие у государства необходимого количества элементов и их составляющих является обязательным условием ее нормального (точнее, любого) функционирования государства. В целом можно представить государство, которое в своей деятельности использует достаточно ограниченное количество элементов, однако, чтобы она их совсем не было - такое и представить трудно. Это связано с тем, что некоторые элементы государства (например, территория, как определенная часть земного шара и т.д.) являются ее признаками. Иными словами, всякая признак государства является ее элементом, но и не всякий элемент государства является его признаком.

Из указанного выше ясно, что в таком случае смешение понятий "признак государства" и "элемент государства" является недопустимым.

К атрибутам государства обычно относят: гимн, герб, формы обращения между членами общества, формы приветствия, памятные даты и т.п.. Главное их назначение - это дать возможность четко и быстро по внешним признакам идентифицировать то или иное государство.

Впрочем, атрибуты государства не следует рассматривать в качестве ее признаков, поскольку (а) отдельные атрибуты, которые мы находим у государства, могут иметь социальные институты, не имеющие даже ничего общего с государством (футбольные клубы, факультеты университетов, землячества и т.д.) ( б) отдельные атрибуты государства могут появляться значительно позже формирования самого государства и принципиально менять свою форму и вид в ходе исторического развития государства и т.д..

Очевидно атрибуты и символы государства имеют вспомогательное значение для формирования и функционирования государства. Именно поэтому проблемы, связанные с атрибутами и символами государства, не следует рассматривать как центральные для юриспруденции, хотя с точки зрения исторической или политической они (эти проблемы) могут приобретать серьезное значение.

На основании всего вышеизложенного сделаем следующие выводы:

• во признаком государства следует понимать внешние и внутренние характеристики государства как специфического общественного феномена, которые отличают его от других подобных общественных феноменов (например, общественных объединений, колоний и т.п.).

• все признаки государства с точки зрения их природы можно разделить на следующие группы, а именно:

1) субстанционально-пространственные признаки, т.е. признаки, касающиеся предпосылок возникновения государства и характеризующие ее через пространственно-временные и субстанциональные характеристики (территория, границы, население и т.п.);

2) содержательно-публичные признаки, т.е. признаки, которые характеризуют государство с точки зрения ее как специфического субъекта социальной сферы бытия человечества, а именно в зависимости от того социального назначения, которое она играет (публичная власть, суверенитет и т.д.). Данная группа включает также и социально-экономические признаки государства (налоги, сборы, экономическую политику и т.п.);

3) институциональные признаки, характеризующие внутреннюю структуру государственной власти, как определенным образом организованную совокупность материально-вещественных элементов (органы государства, должностные лица, аппарат государства и т.п.);

4) регулятивно-нормативные признаки, т.е. признаки, характеризующие государство как систему взаемовпорядкованих связей с:

(А) окружающими ее общественными субъектами;

(Б) ее внутриструктурных элементами. Основными вопросами теории государства и права

по рассматриваемому вопросу, являются:

• определение понятия "признак государства", а также отграничения этого понятия от других подобных понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук;

• установление предельно необходимого (минимального) конкретного перечня признаков, характеризующих государство;

• наполнение конкретным содержанием каждого признака государства таким образом, чтобы она могла быть четко отделена от других понятий социально-политических и государственно-правоведческих наук, а также находилась в пределах определенного аттрактора, то есть те изменения, происходящие в ней в зависимости от места и времени, не меняли ее субстанции.

При этом следует учитывать, что конкретизация понимания содержания каждой отдельно взятой признаки государства, этапов и механизмов ее формирования и т.д., порождает огромное количество проблем, в том числе таких, которые должны быть решены в рамках юридической теории. Например, с таким признаком государства, как население, связаны такие проблемы, имеющие прямой выход в юридическую пловдину, как проблема титульной нации, правовых иммунитетов, проблема самоопределения нации и т.д..

Говоря о государственном суверенитете, следует помнить, что в его контексте прежде учитывают проблематику, связанную с соотношением государства и личности, народного суверенитета (которая имеет прямой выход к вопросам, касающимся демократии, как формы государственно-правового взаимодействия в процессе управления обществом и государством) и другие.

Аналогичное можно сказать и про все другие перечисленные признаки государства.

Наряду с понятием "признак государства" в литературе используются понятия "элемент государства", "атрибут государства" и "символ государства". Эти понятия нельзя смешивать, хотя у них есть свои точки пересечения содержательных нагрузок.