Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
Нераскрытая для третьих лиц информация субъекта хозяйствования о различных сторонах и сферах деятельности и представляющая для него ценность по коммерческим причинам, является собственностью организации (индивидуального предпринимателя) и объектом гражданского права, подлежащего защите.
Законодательство относит к нераскрытой (конфиденциальной) информации служебную и коммерческую тайну.
Согласно ст.140 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) нераскрытой информацией является информация, когда: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; 2) она неизвестна третьим лицам; 3) к ней нет свободного доступа на законных основаниях; 4) она охраняется ее обладателем принятием соответствующих мер от разглашения конфиденциальности.
Охрана нераскрытой информации базируется на положениях статей Гражданского кодекса РБ, норм Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Советом Министров РБ от 6 ноября 1992г. № 670, а также на локальных нормативных актах организаций. Наиболее полно белорусским законодательством урегулированы отношения, связанные с коммерческой тайной.
Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана кот. обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования (п.1 Положения о коммерческой тайне).
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Информация, составляющая коммерческую тайну, согласно п.3 Положения, должна соответствовать следующим требованиям:
1. Эта информация должна иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, кот. не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении организацией информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) организация должна будет доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.
2. Эта информация должна не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству РБ. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев – отсутствие к информации свободного доступа.
3. Эта информация должна обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.
4. Эта информация не может являться гос. секретом и не должна защищаться авторским и патентным правом.
5. Эта информация должна не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам гос-ва.
Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо гос. регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне.
Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне. Законодательство РБ не содержит определенного перечня сведений, кот. могут составлять коммерческую тайну. Однако опыт деятельности зарубежных и отечественных субъектов позволяет выделить группы отношений и объектов в организации, кот. имеют ценность по коммерческим причинам и подлежат засекречиванию до определенного времени. Это может быть следующая информация и объекты, касающиеся:
1) технической стороны деятельности: технические новинки, ноу-хау, изобретения и рационализаторские предложения, выполненные в порядке служебного задания, различные технические знания и опыт;
2) менеджмента в организации: новинки в управленческих решениях, дающие значительный эффект в деятельности субъекта хозяйствования, методы и способы управления производством;
3) производственной деятельности: технологические процессы производства и их использование, процессы, обеспечивающие высокую производительность труда и низкую себестоимость, надежный контроль качества продукции, и кот. содержатся в чертежах, инструкциях, таблицах;
4) финансовой деятельности: расчетные документы с покупателями продукции, условия предоставления товарного кредита, сведения о полученных кредитах и т.д.;
5) внешнеэкономической деятельности: иностранные продавцы и покупатели, цены по контрактам, валюта платежа, оговорки в контрактах от риска валютных потерь и т.д.;
6) объектов: составы и рецепты материалов, веществ, сплавов, программы ЭВМ и компьютеров, формулы химических соединений и другие.
В ст.1010 ГК и п.4 Положения указан исчерпывающий перечень сведений, кот. не могут составлять коммерческую тайну:
1) учредительные документы организаций, свидетельства о регистрации, лицензии, специальные разрешения на вид деятельности;
2) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, об исчислении и уплате налогов; балансы, статьи, сводки;
3) документы о платежеспособности (выписки из банковских счетов), проспекты эмиссии открытого акционерного общества, счета “прибыли-убытки” и т.п.;
4) сведения о численности и составе работающих, их зарплате, условиях труда, наличии свободных мест в организации;
5) сведения о правах на имущество, сделках с ним, подлежащих гос. регистрации (залог имущества унитарного предприятия, продажа, аренда недвижимости и т.д.).
Перечисленные сведения могут составлять служебную тайну.
Гос-во гарантирует право субъекта на коммерческую тайну и ее защиту.
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.