logo search
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 9. Регулирование качества товаров, работ и услуг

Потребительские свойства любых товаров, работ и услуг концентрируются в понятии качества, которое означает соответствие реализуемого товара (продукции, результата работ, услуги) предъявляемым требованиям, а, следовательно, его потребительскому назначению. В советский период истории России регулированию качества уделялось большое внимание: едва ли не по каждому виду продукции товаров были разработаны и утверждены государственные стандарты (ГОСТы), представляющие собой комплект нормативно-технической документации, содержащей подробную характеристику объекта (продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления) с точки зрения его идеального состояния, которому должны соответствовать конкретные изделия. Организациям предоставлялось право самим разрабатывать качественные требования к изготовляемым ими продукции товарам и представлять подготовленные документы государственному органу стандартизации; такая нормативно-техническая документация получила название технических условий (ТУ).

Разработка стандартов и технических условий охватывается понятиемстандартизации. Установление или подтверждение соответствия конкретных изделий и партий товаров требованиям стандартов и технических условий называетсясертификацией.

В рыночной экономике качество товаров, работ и услуг имеет не меньшее значение, чем в плановой экономике. Нельзя не отметить, что при достижении определенного уровня насыщенности рынка товарами потребительского спроса качество товаров становится одним из важнейших факторов в конкурентной борьбе за завоевание рынков сбыта.

В пореформенный период в России некоторое время продолжала действовать доставшаяся в наследство от плановой экономики система стандартизации. Однако сфера государственного регулирования качества так же, как и сфера регулирования ценообразования, была сокращена: акцент сместился в сторону большей самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за качество с учетом того, что конкуренция на рынке с неизбежностью требует постоянного повышения качественного уровня товаров, работ и услуг. Организации-изготовители даже независимо от требований законодательства вынуждены постоянно заботиться о качестве и инвестировать средства в модернизацию оборудования, применение новейших технологий, сырья и материалов; и все это с одной целью - повысить качество изделий, работ, услуг, их надежность, улучшить их потребительские свойства.

При заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг стороны согласовывают требование относительно качества предмета договора, предусматривают санкции за отступлении от согласованных требований. В числе норм ГК РФ, регулирующих отдельные виды договорных обязательств, есть нормы, посвященные условию о качестве в договоре данного вида, например, ст.ст. 469-477 ГК о качестве в договоре купли-продажи, ст.ст. 611-612 ГК о состоянии имущества, передаваемого в аренду, ст.ст. 721-725 ГК о качестве в договоре подряда и т. д. Как правило, такие нормы не являются императивными и предоставляют сторонам возможность выбирать линию поведения при согласовании условий договора и применении санкций за нарушение договора по своему усмотрению. Но применительно к тем случаям, когда требования по качеству предмета договора установлены законом, нормы ГК РФ о качестве формулируются как императивные.

Так, к отношениям по договору купли-продажи применяется правило п. 4 ст. 469 ГК, согласно которому: «Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке».

Приведенная норма императивна в том смысле, что она запрещает передавать покупателю товар, качественные характеристики которого хуже (ниже) обязательных требований закона к качеству передаваемого товара. Если в договоре купли-продажи (поставки) будет содержаться условие о поставке товара, худшего по качеству по сравнению с обязательными требованиями, договор будет являться недействительной ничтожной сделкой в части этого условия,- ст.ст. 168 и 180 ГК.

Соотношение государственного регулирования качества и свободного решения вопросов качества хозяйствующими субъектами проявляется в соотношении государственной и добровольной сертификации. Перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливаются в нормативном порядке. Относительно товаров, работ и услуг, которые не вошли в эти перечни, хозяйствующие субъекты вправе по собственной инициативе проводить сертификацию изготовляемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

С начала 2000-х годов в России стало проводиться реформа существующей в стране системы стандартизации и сертификации. Цель реформы - построить систему государственного регулирования качества на более современном уровне аналогично тому, как она организована в странах Западной Европы и в других развитых капиталистических государствах, т. е. перейти на международную систему регулирования качества. При этом принималось во внимание предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку страны-члены ВТО обязаны привести свое экономическое законодательство в соответствии с требованиями ВТО.

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2003г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; одновременно утратили силу Законы РФ от 10 июня 1993г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». В названном Законе закреплены правовые основы новой системы государственного регулирования качества, которая будет формироваться в соответствии со схемами (стандартами), принятыми в международной практике. Государственное регулирование и нормативно-правовое регулирование качества получили в Законе обобщенное название технического регулирования. Под техническим регулированием понимается … «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия» (ст. 2 Закона).

Основными нормативно-техническими документами, содержащими требования к качеству, являются технические регламенты. Технический регламент принимается федеральным законом и вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования (п. 10 ст. 7 Закона). В течение определенного периода времени могут действовать технические регламенты, утвержденные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ; их действие носит временный характер,- со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте, соответствующий технический регламент, утвержденный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу (п. 4 ст. 10 Закона).

Технические регламенты могут быть общими, т. е. содержащими требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и специальными, т. е. рассчитанными на отдельные виды продукции и т. д.

В систему нормативно-технической документации входят также принимаемые на основе технических регламентов:

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии был преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и торговли РФ. Ростехрегулирование, являясь национальным органом по стандартизации, утверждает национальные стандарты, осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области, обеспечивает их доступность заинтересованным лицам, выполняет другие функции по обеспечению функционирования национальной системы стандартизации и по контролю за соблюдением требований технических регламентов. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

В Законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ подробно регулируются отношения по порядку установления и подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям по качеству; предусмотрены два вида подтверждения соответствия: добровольное и обязательное. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации для установления соответствия товаров или услуг национальным стандартом, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Орган по сертификации на основе договора с заявителем осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия, выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, и предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если это предусмотрено действующей системой добровольной сертификации.

Орган по сертификации вправе приостанавливать и даже прекращать действие выданных им сертификатов соответствия. В качестве органа по сертификации выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Системы добровольной сертификации могут создаваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, именуемыми в данном контексте - органами по сертификации. Эти системы регистрируются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулированием), который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Отказ в регистрации систем добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке (абз. 2 п. 4 ст. 21 Закона).

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническими регламентами относительно продукции, выпускаемой в обращение на территории России, и исключительно на соответствие этой продукции требованиям технических регламентов. Формами обязательного подтверждения соответствия являются декларирование соответствия и обязательная сертификация.

Если хозяйствующий субъект выбирает форму декларирования соответствия, он - заявитель - обращается с декларацией о соответствии в Ростехрегулирование, которое регистрирует принимаемые декларации и вносит их в реестр декларации о соответствии.

Когда обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации, соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сведения о выданных сертификатах соответствия передаются в Ростехрегулирование, которое ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.

Несмотря на то, что обе формы обязательного подтверждения соответствия качества с точки зрения возможностей их применения являются равнозначными, считается, что декларирование соответствия - более прогрессивная форма, чем обязательная сертификация; в мировой практике наблюдается тенденция перехода на декларирование соответствия. В России, например, с 1 января 2007г. декларирование соответствия взамен обязательной сертификации введено в отношении лекарственных средств. Возможно, эта мера повысит ответственность изготовителей и поставщиков лекарств за их качество27.

После подтверждения соответствия организация-заявитель вправе маркировать свою продукцию знаком обращения на рынке, который имеет только информационное значение. Изображение этого знака утверждается Правительством РФ.

В случаях нарушения требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) выдают организациям-нарушителям предписания об устранении нарушений в срок, устанавливаемый с учетом характера нарушений. Наряду с выдачей предписания к организациям-нарушителям применяются различные санкции, например, может быть приостановлено или прекращено действие декларации о соответствии или сертификата соответствия. Одной из самых действенных санкций является запрет поставки (передачи) продукции ненадлежащего качества, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, если иными мерами невозможно устранить нарушения технических регламентов.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных условий о качестве предусмотрена в ГК РФ, Законе «О защите прав потребителей», других законах и иных нормативных правовых актах; в самом договоре могут быть предусмотрены такие санкции за нарушения условия о качестве, которые не установлены действующими правовыми нормами.

В ст.ст. 1095-1098 ГК предусмотрена ответственность за вред, причиненный потребителям вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Эта ответственность состоит в возмещении вреда причиненного … «жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуги)»… Но такая ответственность применяется лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.