Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
Наше законодательство содержит легальное определение термина "реклама".
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В судебно-арбитражной практике считается, что для поддержания интереса к товару не обязательна трансляция изображения самого товара, достаточно изображения различительных элементов, напоминающих о товаре. Подобная реклама товарного знака в отрыве от самого товара на практике получила название "имиджевой", или рекламы "зонтичных брендов". Сейчас такая реклама полностью запрещена в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
В ГК РФ реклама квалифицируется как "приглашение делать оферты" (ст. 437): иногда это называют "вызов на оферту". Реклама отличается от оферты (предложения заключить договор) двумя признаками: она всегда обращена к неопределенному кругу лиц, ее целью не является сообщение о существенных условиях будущего договора. Реклама всего лишь показывает отличительные свойства товара, информирует потребителей о нем.
Рекламу нужно отличать также от публичной оферты (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ), потому что последняя, обращенная к неопределенному кругу лиц, должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи. Однако есть ситуации, когда понятия рекламы и публичной оферты могут совпадать. Например, реклама услуг сотовой связи часто сопровождается подробной информацией о тарифном плане и условиях подключения к нему. Распространяя подобную рекламу – публичную оферту, - рекламодатели, как правило, делают оговорку "предложение действительно до такой-то даты" или "предложение действительно до появления новой информации". Если конкретного срока не указано, оферта действует в течение 2 мес. со дня распространения рекламы.
Закон о рекламе имеет довольно широкую сферу действия, он распространяется на все товарные рынки Российской Федерации, а также на рынки банковских, страховых услуг, рынок ценных бумаг. Из сферы действия Закона о рекламе установлены следующие исключения – политическая реклама (предвыборная агитация) и объявления граждан, в том числе и в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. обычные объявления. Кроме того, закон о рекламе не распространяется на сообщение до общего сведения официальной информации, справочно-информационных и аналитических материалов и, что интересно, упоминания о товарах, изготовителях, средствах индивидуализации, которые «органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера».
Среди функций выделим следующие: информационную (распространять в массовом масштабе информацию о товаре или услуге, их характере и месте продажи, выделять товар определенной фирмы); экономическую (стимулировать распространение товаров); эстетическую (воспитывать вкус потребителей, рекламируя лучшие образцы упаковки, создавая изящные товарные знаки и логотипы по законам графического искусства, рекламные видеоклипы и радиоролики, построенные с учетом законов пропорции, симметрии, равновесия, ритма и т.д.); просветительскую (объяснять назначение лучших товаров или услуг, пропагандировать наиболее передовое, новое); социальную (способствовать коммуникационным связям в обществе, формировать общественное сознание, содействовать улучшению качества жизни, повышению ее стандартов, развитию производства, независимости прессы).
- Предпринимательское право
- Место предпринимательского права в системе российского права.
- Принципы предпринимательского права.
- 1. Принцип экономической свободы.
- 2. Принцип признания многообразия и юридического равенства всех форм собственности, а также равной их защиты.
- Предпринимательское правоотношение.
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- Система источников предпринимательского права.
- 2. Международные договоры рф, общепризнанные принципы и нормы международного права
- Понятие и виды субъектов предпринимательского права.
- Предпринимательская правосубъектность.
- Правовое положение предпринимателя.
- Субъекты малого (среднего) предпринимательства.
- Ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства как субъекты предпринимательского права.
- Некоммерческие партнерства
- Правовое регулирование взаимоотношений основного и дочерних обществ
- Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права.
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- Понятие корпорации в предпринимательском праве.
- Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.
- Государственная регистрация предпринимательской деятельности: понятие, органы, порядок, основания отказа в регистрации.
- Понятие объектов предпринимательских прав.
- Правовой режим товара.
- Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности и их правовой режим.
- Правовой режим коммерческой тайны.
- Деловая репутация как объект предпринимательских правоотношений. Защита деловой репутации предпринимателей.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
- Методы и средства государственного регулирования экономики. Прямые и косвенные методы.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью.
- Понятие конкуренции и монополии с точки зрения экономики и права. Функции конкуренции.
- Доминирующее положение на рынке и его критерии. Понятие и границы товарного рынка.
- Понятие и виды монополистической деятельности.
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Государственный антимонопольный контроль: понятие, субъекты и их функции.
- Правовое положение естественных монополий.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Экономическое и юридическое понятие рекламы. Объект рекламирования. Функции рекламы. Соотношение рекламы со смежными явлениями.
- Основные виды рекламы и особенности их правового регулирования.
- Субъекты рекламной деятельности. Правовое опосредование отношений между ними.
- Общие требования к содержанию рекламы.
- Специальные режимы распространения рекламы.
- Юридическая ответственность за правонарушения в рекламной деятельности
- Понятие и виды бирж. Основные особенности биржевой деятельности.
- Правовой статус товарной биржи.
- Организация биржевой торговли.
- Субъекты биржевой деятельности.
- Биржевые сделки: понятие, виды, особенности.
- Правовой статус фондовой биржи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Правовые основы деятельности валютной биржи.
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности в экономике и праве. Виды инвестиций.
- Субъекты инвестиционных отношений.
- Особенности инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Инвестиционный договор: понятие, признаки, правовая природа.
- Лизинг как вид инвестиционной деятельности. Понятие и виды лизинга. Субъекты лизинговой деятельности.
- Инвестиционная деятельность в форме соглашений о разделе продукции.
- Концессионные соглашения: понятие, правовая природа, юридическая характеристика.
- Правовые основы туристской деятельности.
- Субъекты туристской деятельности и требования, предъявляемые к ним.
- Договоры в сфере туристской деятельности.
- Правовое регулирование инновационной деятельности.
- Формы инновационной деятельности.
- Правовые основы страховой деятельности. Понятие и виды страхования.
- Субъекты страхования. Объект страхового правоотношения.
- Страхование предпринимательских рисков.
- Перестрахование: понятие и особенности.
- Правовые основы аудиторской деятельности.
- Понятие аудиторской деятельности и аудита. Аудит и сопутствующие услуги.
- Субъекты аудиторской деятельности. Саморегулируемые организации аудиторов.
- Понятие и особенности предпринимательских договоров.
- Особенности заключения, изменения и прекращения предпринимательских договоров.
- Классификации предпринимательских договоров. Договоры единой цели.
- Предпринимательские договоры по реализации товаров.
- Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
- Предпринимательские договоры подрядного типа.
- Предпринимательские договоры по оказанию услуг.
- Договоры, опосредующие совместную предпринимательскую деятельность (простое товарищество, франчайзинг).
- Простое товарищество
- Дилерский договор и дистрибьютерский договор: понятие, особенности, место в системе договоров.
- Непоименованные договоры в сфере предпринимательской деятельности.