logo search
Коммерческое право УМК (Темы 1-6)

§ 11. Основные требования по налогообложению предпринимателей; налоговые режимы предпринимательской деятельности

Налоги, взимаемые по объектам налогообложения, связанным с предпринимательской деятельностью, являются основным источником наполнения государственного бюджета. Поэтому регулирование налогообложения или, другими словами - налоговое регулирование сферы предпринимательства имеет первостепенное значение для государства. К середине первого десятилетия нынешнего века в России завершилась налоговая реформа - сформирована налоговая система, включающая в себя все необходимые ее элементы: виды налогов и сборов, объекты налогообложения, расчетные налоговые базы, условия налогообложения, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений.

Обновлено и кодифицировано налоговое законодательство; центральным базовым актом является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), часть первая которого (ст.ст. 1-142) содержит общие положения, а часть вторая (ст.ст. 143-398) - правовые нормы, систематизированные по видам налогов и сборов.

В условиях стабилизации системы налогообложения акцент в налоговой политике государства смещается с увеличения налоговых ставок в сторону смягчения режима налогообложения, но сопровождаемого усилением собираемости налогов, увеличением налоговых поступлений в бюджет за счет надлежащего исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Меры, направленные на увеличение налоговых поступлений в бюджет без увеличения размеров налоговых ставок, получили название налогового администрирования. Налоговая политика государства предполагает эффективную работу налоговых органов, их взаимодействие с коммерческими организациями - налогоплательщиками.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС); при этом функции бывшего МНС по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения и по ведению разъяснительной работы по налоговому законодательству переданы Министерству финансов РФ, а задачи ФНС, согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», сводятся к осуществлению функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. ФНС ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН)30.

В системе ФНС образованы специализированные структурные подразделения, в том числе Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. С остальными налогоплательщиками работают территориальные органы ФНС, т.е. инспекции по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции межрайонного уровня.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица - обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, которое, согласно п. 2 ст. 54 ГК, определяется местом их государственной регистрации, а индивидуальные предприниматели встают на налоговый учет по месту своего жительства. Поскольку функции государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств возложены на ФНС, постольку постановка названных субъектов на налоговый учет производится одновременно с их государственной регистрацией по принципу «одного окна». При постановке на налоговый учет каждому налогоплательщику присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).

Статус субъектов предпринимательской деятельности как налогоплательщиков существенно не отличается от налогового статуса других налогоплательщиков, не являющихся предпринимателями. Предусмотренные Налоговым кодексом РФ права (ст. 21) и обязанности (ст. 23) налогоплательщиков, требования по своевременной уплате налогов и сборов в полной мере распространяются на субъектов предпринимательской деятельности.

Для налогового статуса субъектов предпринимательской деятельности характерно, во-первых, то, что некоторые виды налогов связаны исключительно или, по крайней мере, главным образом, с предпринимательской деятельностью; это - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес. Во-вторых, субъекты предпринимательской деятельности обязаны вести налоговый учет по видам налогов и представлять налоговые декларации налоговым органам. В-третьих, для определенных видов налогоплательщиков предусмотрены специальные налоговые режимы.

Общий налоговый режим представляет собой совокупность требований по уплате всех видов налогов, входящих в систему налогов и сборов, при наличии соответствующих объектов налогообложения.

Специальный налоговый режим представляет собой совокупность требований по уплате одного налога определенного вида с освобождением от обязанности уплачивать все остальные налоги или их большую часть даже при наличии у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения.

Специальными налоговыми режимами являются:

Общее для всех специальных налоговых режимов - это то, что они предоставляют налогоплательщикам более льготные условия налогообложения по сравнению с общим налоговым режимом. Так, по достаточно распространенной упрощенной системе налогообложения (УСН) организации освобождаются от уплаты налогов на прибыль, на имущество, а также единого социального налога (ЕСН) за исключением уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается только при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. По УСН установлены пониженные налоговые ставки: если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговая ставка равна 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка равна 15% (ст. 346.20 НК РФ); выбор объекта налогообложения по УСН осуществляется самим налогоплательщиком.

Но для применения УСН установлены определенные ограничения. По общему правилу, на УСН вправе перейти организации, доходы которых по итогам 9-ти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе в УСН в следующем году, не превысили 45 млн. рублей. Организации некоторых видов, перечисленных в п. 3 ст. 346.12. НК РФ, не могут применять УСН ввиду специфики их деятельности; это - банки, страховщики, инвестиционные фонды, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и некоторые другие.

Если вдруг окажется, что по каким-то причинам использование УСН нецелесообразно, хозяйствующие субъекты, перешедшие на УСН, вправе затем вернуться на условия общего режима налогообложения.

Все хозяйствующие субъекты как налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения и в связи с этим должны сами определять собственную учетную налоговую политику, под которой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ … «способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» (абз. 22 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следует обратить внимание на то, что по общему правилу налогоплательщик, если иное не предусмотрено законом, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, т. е. обязан сам определить налоговую базу, исчислить сумму налога и перечислить ее в соответствующий бюджет. Если налогоплательщик допускает нарушение, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога, а также пеней и штрафов, предусмотренных НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах - взыскание обращается на иное имущество налогоплательщика. Постановление налогового органа о взыскании налога является основанием для возбуждения исполнительного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Аналогичный порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика применяется и при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных в НК РФ (п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ).

Таким образом, принудительное взыскание налогов (недоимок по налогам), пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится по общему правилу во внесудебном порядке.

В п. 2 ст. 45 НК РФ перечислены случаи, когда в виде исключения взыскание налога производится в судебном порядке:

  1. с организации, которой открыт лицевой счет (имеется ввиду лицевой счет в казначействе);

  2. в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

  3. с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Согласно п. 8 ст. 45 НК РФ, эти же правила … «применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов».

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. Также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, если даже это решение не было обжаловано в апелляционном порядке. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

При изучении основных требований по налогообложению предпринимателей особое внимание следует уделить тем изменениям и дополнениям налогового законодательства, которые внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Этот Закон в большей своей части вступил в силу с 1 января 2007 г. Также следует обратить внимание на положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».