logo search
YuZ-3

Тема 12. Насильственная преступность

Семинар (2 часа)

Вопросы, выносимые на занятие:

1. Понятие и общая криминологическая характеристика насильственной преступности.

2. Особенности личности насильственного преступника.

3. Основные причины и условия насильственных преступлений.

4. Основные направления предупреждения насильственной преступности.

Методические указания

Насильственные преступления представляют собой группу серьезных, а в ряде случаев и крайне опасных антиобщественных проявлений. Поэтому изучению данной группы преступлений, их причин и условий, форм и методов профилактики должно быть уделено самое пристальное внимание.

Социально-правовая оценка этих преступлений должна основываться на современных требованиях всемерной охраны человеческой личности как самой высокой социальной ценности, на учете тяжести, а часто и невосполнимости ущерба, причиняемого подобными посягательствами. С криминологической точки зрения, для оценки этих преступлений существенно то, что они представляют собой крайнее проявление индивидуализма, пренебрежения к важнейшим жизненным благам и интересам другого человека. В отличие от многих других преступлений в данном случае потерпевший предельно конкретизирован и причиняемый ему вред для виновного очевиден.

Анализируя статистические показатели, характеризующие рассматриваемую группу преступлений, необходимо обратить внимание на относительную стабильность показателей убийств, причинения вреда здоровью, специфику динамики изнасилований. Следует также учитывать четко выраженную зависимость этой группы преступлений от демографической структуры населения, уровня потребления алкоголя и ряда иных негативных социальных факторов.

При рассмотрении личности насильственных преступников особый интерес представляют их отличительные нравственно-психологические черты и свойства, в том числе вопрос о распространенности психических аномалий у данной категории преступников и их криминологическом значении. Повышенная общественная опасность насильственных преступлений против личности не исключает необходимости соответствующей дифференциации этих преступников, выделения их различных типов, без чего невозможна надлежащая индивидуальная профилактика.

Причины и условия преступлений против личности должны анализироваться не только с учетом криминогенных условий и ситуаций на общесоциальном уровне, но и особенностей психологического характера, свойственного конкретным индивидам.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

Каковы основания объединения насильственных преступлений в единую криминологическую группу?

В чем заключаются особенности механизма индивидуального преступного поведения при совершении насильственных преступлений?

Дайте характеристику основных типов насильственных преступников.

Какой тип преступника более общественно опасен: корыстный или насильственный?

В чем заключаются особенности индивидуальной профилактики с насильственными преступниками?

Как проявляется зависимость насильственных преступлений от демографической структуры населения, уровня потребления алкоголя, наркотиков и др. социальных явлений?

Какова взаимосвязь насильственных преступлений и психических аномалий у данной категории преступников?

Каково значение семейного неблагополучия и неформального окружения в формировании личности насильственного преступника?

В чем заключаются особенности виктимологической профилактики насильственных преступлений?

Темы 13-15. Рецидивная и профессиональная преступности. Преступность в местах лишения свободы

Семинар (2 часа)

Вопросы, выносимые на занятие:

Рецидивная преступность как составная часть общей преступности, ее особенности. Понятие профессиональной преступности.

Соотношение и взаимосвязь рецидивной преступности с профессиональной преступностью и преступностью в местах лишения свободы.

Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее основные показатели: состояние, уровень, динамика и структура.

Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности. Особенности детерминации преступности в местах лишения свободы.

Личность преступника–рецидивиста и особенности личности профессионального преступника.

Основные направления предупреждения преступного рецидива и преступного профессионализма.

Методические указания

Рецидивная преступность - один из видов преступности, представляющий повышенную общественную опасность и отличающийся рядом особенностей, относящихся к детерминантам рецидивной преступности, личности преступников-рецидивистов, а также и к специфике предупреждения преступного рецидива.

При изучении данной темы следует прежде всего разобраться в понятиях "рецидивная преступность", "рецидив преступлений", "преступный рецидив"; и их соотношение с профессиональной преступностью и преступностью в местах лишения свободы, составить четкое представление о видах преступного рецидива, разграничив их содержанию (уголовно-правовой, криминологический, пенитенциарный), по характеру совершенных преступлений (общий, специальный, криминальный профессионализм), их количеству (однократный и многократный), по степени опасности (простой, опасный, особо опасный).

Социальная оценка преступного рецидива должна отражать его повышенную общественную опасность с учетом особенностей личности рецидивистов, их отрицательного воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений. При этом надо иметь в виду связь преступного рецидива с первичной преступностью, которая является необходимой предпосылкой и источником рецидивной преступности и в этом смысле заключает в себе своеобразный криминогенный потенциал, ибо, будучи резервом преступного рецидива, определяет его будущее, характеризует масштабы криминальной зараженности населения.

Рассматривая основные показатели рецидивной преступности - состояние, структуру, уровень, динамику, необходимо обратить внимание на сравнительную рецидивоопасность различных преступлений, а также связь между количеством судимостей у лица и степенью вероятности совершения им нового преступления.

Заслуживает особого внимания характеристика личности преступников-рецидивистов. Здесь важно выделить особенности их социально-демографических характеристик в отличие от первичных преступников - по полу, возрасту, образованию, семейному положению, социальному статусу, а также особенности нравственно-психологической сферы - потребности, интересы, ценностные ориентации, нравственные представления и позиции, уровень интеллектуального развития, эмоциональные и волевые качества. Вместе с тем общая криминологическая характеристика личности преступников-рецидивистов должна сочетаться и дополняться их классификацией в виде разграничения основных типов рецидивистов (антисоциальный, асоциальный, ситуативный) и содержательной характеристикой каждого из них.

Анализируя детерминанты рецидивной преступности, следует различать общие детерминанты преступности, порождающие и преступный рецидив, и специфические детерминанты рецидивной преступности. Установление специфических детерминант рецидивной преступности позволяет определить и основные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном, так и специально-криминологическом уровне.

Практическое задание № 1

Федеральная служба исполнения наказаний решила провести криминологический анализ пенитенциарной преступности в стране. С этой целью для характеристики преступности был намечен ряд группирующих показателей:

количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за последние три года;

количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за последние три года;

удельный вес и соотношение наиболее распространенных видов преступлений по годам;

количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

соотношение и удельный вес корыстных, насильственных и неосторожных преступлений;

удельный вес групповой преступности;

уровень нагрузки дознавателей и следователей;

детерминация пенитенциарной преступности;

сумма материального ущерба, нанесенного различными преступлениями;

количество сотрудников, уволенных из органов уголовно-исполнительной системы за последние три года.

Укажите, какие из приведенных показателей характеризуют (или не характеризуют) преступность и почему; какие показатели, по вашему мнению, отсутствуют; какие основные выводы можно получить из анализа пенитенциарной преступности в целои.

Практическое задание № 2

Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.

Практическое задание № 3

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм?

2. Каковы его проявления и признаки?

3. Для каких категорий преступников он более характерен?

Практическое задание № 4

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

Какие преступления и какими субъектами совершаются в местах лишения свободы?

С какими основными причинами и условиями связаны преступления в местах лишения свободы?

Каков комплекс профилактических мер может снизить преступность в местах лишения свободы?

Практическое задание № 5

29 мая 2006 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно-трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2006 года на имя начальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С. в котором указывалось на необходимость быстрого решения данного вопроса, поскольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию обслуживания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.

Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уроженец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения работал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросовестным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспитательного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.

После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый инспектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы работать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту жительства и трудоустроен на автобазу слесарем.

10 июня на очередной беседе участковый инспектор милиции дал положительную оценку С, сказав, что он хорошо работает, претензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразился С, это бывает во всех семьях.

14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.

22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми приятелями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, воспитанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.

Дайте оценку обоснованности и законности действий сотрудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С.

Определите перечень документов, необходимых для организации и осуществления профилактической работы с С.

Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминологических профилактических мер, необходимых для проведения в отношении С.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

В чем состоят различия уголовно-правового, криминологического и пенитенциарного понятий рецидива преступлений ?

Какова взаимосвязь рецидивной преступности с другими видами преступности (профессиональной, в местах лишения свободы, организованной, несовершеннолетних и др.).

Каковы состояние, структура и динамика рецидивной преступности?

Дайте характеристику понятий рецидива преступлений в зависимости от характера совершенных преступлений (общий, специальный) и их количества (однократный, многократный).

Какие особенности свойственны преступности в местах лишения свободы?

Дайте характеристику основных типов личности преступников-рецидивистов.

Каковы признаки криминального профессионального профессионализма?

Что из себя представляет неформальная иерархия профессиональных преступников?

Какова роль общесоциальных мер в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности?

Раскройте содержание специально-криминологических мер предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.

Какие направления профилактической работы способствуют снижению преступности в местах лишения свободы?